14 марта региональное представительство ФАО в Европе и Центральной Азии сообщило об организованных ФАО встречах в Ташкенте, на которых была рассмотрена текущая ситуация в области продовольственной и пищевой безопасности, а также в области школьного питания, и изучены возможные направления комплексных улучшений, включая государственную пилотную программу обеспечения школьников бесплатным питаниемв Узбекистане.
На первой встрече собрались эксперты, должностные лица органов государственного управления и исследователи, на второй – специалисты-практики, в том числе внешние поставщики продуктов питания, директора школ и местные эксперты, которые рассказали о своем опыте и проблемах, возникающих в ходе реализации программ школьного питания, а также узнали об основных элементах, способствующих разработке устойчивой программы школьного питания.
Недавно ФАО завершила широкомасштабную оценку программы школьного питания в Узбекистане, в ходе которой были выявлены как ее перспективные основные направления, так и области, требующие улучшения.
«Узбекистан добился значительного успеха в развитии программ школьного питания, сделав их приоритетной задачей в области достижения продовольственной безопасности и обеспечения детского здоровья. Однако для достижения долгосрочных результатов и создания устойчивой и инклюзивной системы школьного питания необходимо укреплять сотрудничество между разными секторами, совершенствовать инфраструктуру и нормативную правовую базу, внедрять образовательные программы о правильном питании и более тесно увязывать школьное питание с сельским хозяйством на места», – заявила Флавия Шварцман, эксперт ФАО по школьному питанию.
Несмотря на достигнутый прогресс, сохраняются проблемы с расширением программ школьного питания. Предоставляемое в пилотных регионах бесплатное питание в виде вторых завтраков покрывает лишь часть ежедневных потребностей учащихся в питательных веществах в рамках обеспечения их здоровыми рационами горячего питания. Во многих школах также отсутствует необходимая инфраструктура. Для достижения долгосрочного успеха важно улучшать координацию между секторами и совершенствовать руководящие принципы, касающиеся питания и безопасности пищевых продуктов.
«Проблема с расширением программы заключается в фрагментированности координации и нехватке инфраструктуры, при этом более 40 процентам школьных столовых необходим ремонт. Укрепление системы управления, обеспечение качества питания и безопасности пищевых продуктов, а также интеграция ИТ-систем для отслеживания поставляемых в школы продуктов питания являются ключевыми элементами устойчивой программы школьного питания. Повышение информированности родителей, учащихся, учителей и персонала столовых о здоровом питании и совершенствование процессов приготовления пищи позволят улучшить доступ детей к питательной и безопасной пище, что, в свою очередь, будет способствовать улучшению их здоровья и повышению успеваемости в школе», – сказала эксперт ФАО по питанию Лола Исакова.
На встречах был представлен комплексный набор рекомендаций, охватывающих одиннадцать ключевых направлений укрепления программ школьного питания в Узбекистане. Основным приоритетом является создание национального межсекторального координационного механизма с участием министерств дошкольного и школьного образования, здравоохранения, сельского хозяйства, финансов и социальной защиты, а также научно-академического сообщества и других важных учреждений и субъектов для согласования мер политики и решения проблемы низкой эффективности деятельности. Эксперты призвали пересмотреть подходы к школьному питанию, интегрируя задачи здравоохранения, образования, социального развития и сельского хозяйства и формируя четкие цели с учетом региональных пищевых привычек, потребностей в питании и вопросов продовольственной безопасности.
Участники подчеркнули необходимость разработки национальных правил и руководящих принципов в области питания и безопасности пищевых продуктов, направленных на обеспечение устойчивого развития программы школьного питания, наряду с определением критериев качества для поставщиков пищевых продуктов. Они также отметили важность внедрения в учебные планы образовательных программ по питанию, включающих вопросы сокращения отходов и другие важные темы, связанные с продовольственными системами, посредством проведения практических обучающих мероприятий, таких как посещение школьных садов и фермерских хозяйств.
В ходе обсуждений было определено несколько ключевых моментов для улучшения. Важной возможностью представляется налаживание связей с подсобным сельским хозяйством на местах, а также потенциал школьных садов по формированию навыков и выращиванию продуктов питания. Картирование местных фермеров для оценки их способности снабжать школы свежими, сезонными и местными продуктами питания и создание систем связи между фермерами, школами и поставщиками пищевых продуктов позволят гарантировать бесперебойное снабжение с одновременным внесением вклада в местную экономику. Разработка электронной системы мониторинга позволит улучшить прослеживаемость распределения, получения питания и качества пищевых продуктов, в то время как национальная база данных сможет централизованно собирать данные о результатах программы и использовании ресурсов.