30 января на очередных парламентских слушаниях в Законодательной палате Олий Мажлиса Узбекистана министр экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Азиз Абдухакимов предоставил информацию о причинах загрязнения атмосферного воздуха в Ташкенте и принимаемых мерах.
Говоря о причинах загрязнения атмосферы Ташкента, Азиз Абдухакимов отметил, что это связано с быстрым строительством без утверждения генпланов городского развития, вырубкой деревьев, несмотря на мораторий, использованием автомобилей на топливе (АИ-80), не соответствующем экостандарту «Евро-4».
Министр особо подчеркнул проделанную работу по улучшению экологии, в частности:
–с 1 января 2022 г. запрещен ввоз транспортных средств, оснащенных бензиновыми и дизельными двигателями, не отвечающими экотребованиям «Евро-4»;
–за последние два года электрифицировано 3150 км участков железных дорог;
–в период месяца «Чистый воздух» в 2023 году было проверено 319 тысяч транспортных средств, из них 8600 автомобилей, не соответствующих требованиям, были временно запрещены к эксплуатации;
–в 2023 году модернизировано 716 пылегазоулавливающих устройств на 147 промпредприятиях, предотвращен выброс более 10 тыс. тонн загрязняющих веществ в атмосферу;
–в сотрудничестве с Фондом «Замин» в Ташкенте установлены 2 автоматические станции японской марки «Horiba», измеряющие мелкодисперсные частицы в атмосферном воздухе;
–в рамках общенационального проекта «Яшил Макон» высажено более 416 млн саженцев деревьев и кустарников;
– в осеннем сезоне прошлого года вокруг 189 промпредприятий с высоким воздействием на окружающую среду высажено 2,3млн саженцев, созданы «зеленые пояса».
Также министр отметил, что для улучшения экологической ситуации необходимо принять следующие неотложные меры:
–запрет на использование моторного топлива ниже стандарта «Евро-4» (бензин марки АИ-80);
–в целях уменьшения пробок на дорогах и обеспечения безопасности дорожного движения в Ташкенте в часы пик (с 07:00 до 10:00 утра и с 17:00 до 20:00) ограничение движения грузовых транспортных средств массой 3,5 и более 12 тонн;
–организация зон свободных от транспортных средств на центральных улицах города;
–перевод общественного транспорта на полностью электрическое и газовое топливо, а также организация дорожной инфраструктуры;
–объявление моратория на строительство всех видов строительных объектов (кроме объектов социального и государственного значения);
–запрет использования угольного топлива в промышленных целях в прилегающих к столице районах Ташкентской области;
–строгий запрет на использование мазута в качестве резервного топлива в теплоцентрах;
–создание «зеленых поясов» вокруг Ташкента с целью снижения скорости ветра и предотвращения перемещения частиц почвы.