Аграрный центр МГУ
  • О центре
    • Официальная информация
    • Структура центра
    • Сотрудники
    • Фокусный регион
  • Ресурсы
    • Публикации
    • Аналитика
    • Природно-ресурсные ведомости: продовольственная и экологическая безопасность
    • Информационная система по продовольственной безопасности
    • Журнал «Использование и охрана природных ресурсов в России»
    • Нормативные документы
  • Новости
  • Направления работы
    • Информационное обеспечение продовольственной безопасности
    • Природные ресурсы и сельское хозяйство
    • Экономические основы ПБ РФ
    • Здоровое питание и качество продовольствия
  • Контакты
Поиск по сайту
  • EnglishEnglish
  • RussianRussian
  • Главная
  • Новости
  • Законодательное обеспечение развития молочного и мясного животноводства
Последние новости
  • Улучшение обеспеченности аграриев Казахстана поливной водой
    Улучшение обеспеченности аграриев Казахстана поливной водой
  • Представители стран ЦАРЭС обсудили развитие АПК
    Представители стран ЦАРЭС обсудили развитие АПК
  • Агросотрудничество Беларуси и Индонезии
    Агросотрудничество Беларуси и Индонезии
  • 20 апреля 2023
  • Новости
  • Д.М. ХОМЯКОВ, проф., зам. директора Аграрного центра МГУ

Законодательное обеспечение развития молочного и мясного животноводства

19 апреля Комитет Госдумы по аграрным вопросам провел парламентские слушания на тему: «Законодательное обеспечение развития молочного и мясного животноводства».

В них участвовали депутаты Государственной Думы, сенаторы Совета Федерации, представители ФОИВ, законодательных и высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, РАН, научно-экспертного сообщества аграрной отрасли, представителей аграрных образовательных и научно-исследовательских учреждений, отраслевых союзов и ассоциаций АПК и сельхозтоваропроизводителей обсуждение приоритетных направлений законодательного обеспечения развития молочного и мясного животноводства. От Аграрного центра МГУ в них принял участие заместитель директора Дмитрий Хомяков.

Участники парламентских слушаний отметили, что животноводство является системообразующей отраслью сельского хозяйства, обеспечивающей население качественными и незаменимыми продуктами питания. Участвуя в функционировании пищевой промышленности, задача отрасли состоит также в обеспечении легкой промышленности такими сырьевыми ресурсами, как кожа, мех, перо, пух и др. животноводство позволяет обеспечить круглогодовую занятость населения, стабильный оборот финансов и дает импульс к развитию растениеводства.

В настоящее время российское животноводство обеспечивает более 60% продукции сельскохозяйственной отрасли. На территории России представлены все отрасли животноводства: скотоводство, свиноводство, птицеводство, коневодство и овцеводство и др. Обеспечение устойчивого развития животноводства является ключевой задачей Государственной программы развития сельского хозяйства, и ее реализация зависит от решения конкретных вопросов по увеличению объемов животноводческой продукции и повышения ее качества и конкурентоспособности, обеспечения финансовой устойчивости аграрных предприятий и эффективности использования ресурсного потенциала – земли, энергоресурсов, современной техники, инновационных технологий.

Сельскохозяйственные организации, включая, как крупные агропромышленные формирования, так и малые формы хозяйствования, специализирующиеся на молочном и мясном животноводстве, зачастую несут большую социальную нагрузку, решая многие проблемы жилищно-коммунального хозяйства, дорожной и транспортной инфраструктуры на селе.

За 2022 год производство скота и птицы на убой (в живом весе) в хозяйствах всех категорий по предварительным данным Росстата составило 16,17 млн тонн, в том числе, производство свиней на убой (в живом весе) увеличилось на 5% до 5,76 млн тонн, птицы – на 4,4% до 7 млн тонн. Одновременно с этим снизилось производство крупного рогатого скота на убой – на 3,6% до 2,78 млн тонн, а также овец и коз – на 2,2% до 453,1 тыс. тонн.

Производство яиц в хозяйствах всех категорий составило 46,1 млрд штук, что на 2,7% или на 1,2 млрд штук больше, чем в 2021 году. В частности в сельскохозяйственных организациях производство яиц увеличилось на 3,5% до 37,73 млрд штук, в крестьянских (фермерских) хозяйствах – на 6,5% до 550,5 млн штук. В хозяйствах населения производство снизилось на 1,4% до 7,81 млрд штук.

Принимаемые меры за 20 лет не дали результатов в деле производства молока и сохранения оптимального поголовья крупного рогатого скота, текущие показатели развития отрасли существенно уступают результатам, которые достигались в 90-е годы. В 2022 г. в хозяйствах всех категорий было произведено 32,60 млн тонн молока, что составляет только 59% от надоев в 1990 году (55,7 млн т).

Сдерживающим фактором в настоящее время является отсутствие единой базы данных о племенных животных. Формирование результатов селекционно-племенной работы с животными осуществляется в настоящее время подведомственным Минсельхозу России учреждением посредством сбора (в электронном виде, с использованием иных носителей информации) от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сводных данных о племенных животных один раз в год за отчетный период.

Анализ и изучение практик ведения селекционно-племенной работы с животными развитых стран указывает на обязательное использование соответствующих информационных систем как инструмента, необходимого для максимальной реализации генетического прогресса популяций животных.

Современные системы селекционно-племенной работы с животными базируются на интенсивном использовании лучших генотипов в системе репродукции генетических ресурсов пород. При этом одним из основных критериев эффективности данной системы являются качество и оперативность поступающей информации.

Внесенный Правительством РФ законопроект № 316685-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве» направлен на создание федеральной государственной информационно-аналитической системы племенных ресурсов (ФГИАС ПР). Создание и эксплуатация ФГИАС ПР позволит обеспечить регистрацию племенных животных, племенных стад, учет племенных хозяйств, выданных разрешений на импорт племенной продукции (материала), а также вести анализ, обработку представленных в нее сведений. Реализация данных мероприятий направлена на развитие отечественного племенного животноводства и снижение зависимости от поставок генетического материала из-за рубежа.

В рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для производителей молока предусмотрена поддержка, направленная на повышение молочной продуктивности, пополнение оборотными средствами в рамках льготного кредитования, возмещение части прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию молочных ферм, развитие племенного молочного скотоводства и другие направления.

Важно отметить, что в 2020 г. на господдержку подотрасли было направлено 38 млрд рублей, в 2021 г. – более 53 млрд, а по итогам 2022 г. – более 56 млрд рублей.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, рассмотрев материалы, поступившие в Госдуму в рамках подготовки к мероприятию, участники заседания приняли за основу первый вариант (проект) рекомендаций, поручив аппарату Комитета Госдумы по аграрным вопросам его доработку в течение одной недели.

Может быть интересно
  • Деятельность ФАО на КС-16 Конвенции ООН по биоразнообразию
    Деятельность ФАО на КС-16 Конвенции ООН по биоразнообразию
  • Меры по развитию сельского хозяйства Узбекистана
    Меры по развитию сельского хозяйства Узбекистана
  • Обеспечение продовольственной безопасности Узбекистана
    Обеспечение продовольственной безопасности Узбекистана
Евразийский центр по продовольственной безопасности

Москва, 119991, Ленинские горы, дом 1, строение 12, комната 599 ж-и
МГУ имени М. В. Ломоносова, Аграрный центр.

+7 (925) 501-35-24
+7 (495) 290-90-99
office@ecfs.msu.ru

МГУ им М. В. Ломоносова