Аграрный центр МГУ
  • О центре
    • Официальная информация
    • Структура центра
    • Сотрудники
    • Фокусный регион
  • Ресурсы
    • Публикации
    • Аналитика
    • Природно-ресурсные ведомости: продовольственная и экологическая безопасность
    • Информационная система по продовольственной безопасности
    • Журнал «Использование и охрана природных ресурсов в России»
    • Нормативные документы
  • Новости
  • Направления работы
    • Информационное обеспечение продовольственной безопасности
    • Природные ресурсы и сельское хозяйство
    • Экономические основы ПБ РФ
    • Здоровое питание и качество продовольствия
  • Контакты
Поиск по сайту
  • EnglishEnglish
  • RussianRussian
  • Главная
  • Новости
  • Законодательное обеспечение реализации Госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий»
Последние новости
  • Привлечение инвестиций в АПК Казахстана
    Привлечение инвестиций в АПК Казахстана
  • Мониторинг загрязнённости воздуха Армении
    Мониторинг загрязнённости воздуха Армении
  • Измения в СанПиН
    Измения в СанПиН
  • 23 мая 2024
  • Новости
  • Проф. Д.М.Хомяков, Аграрный центр МГУ

Законодательное обеспечение реализации Госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий»

Законодательное обеспечение реализации Госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий»

22 мая в Государственной Думе Комитет по аграрным вопросам провел парламентские слушания на тему: «Законодательное обеспечение реализации Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий».

В рамках парламентских слушаний состоялось обсуждение актуальных вопросов по реализации госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» (КРСТ). В парламентских слушаниях приняли участие депутаты и сенаторы Федерального Собрания РФ, представители законодательных и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, аудитор Счетной палаты РФ Сергей Мамедов, министр сельского хозяйства РФ Оксана Лут, председатель Правления АО «Россельхозбанк» Борис Листов, гендиректор АО «Росагролизинг» Павел Косов, замминистров Минспорта, Минобрнауки Минпросвещения и др., руководители федеральных агентств и ведомств, академики РАН, руководители сельхозпредприятий, КФХ и ЛПХ, представители профсоюза работников АПК России, отраслевых союзов АПК, СМИ. Очно и по ВКС приняли участие более 550 человек из 60 субъектов России.

Председатель Комитета по аграрным вопросам, академик РАН Владимир Кашин в своем выступлении отметил, что «сегодня одна из важнейших задач – создание условий для сохранения людей на сельских территориях. Для этого необходимо системное развитие социальной инфраструктуры и жилищного строительства, подготовка кадров, создание рабочих мест и достойной оплаты труда, а также другие не менее важные вопросы для крестьян».

Владимир Кашин подчеркнул, что необходимо обеспечить сохранение исходных целевых показателей Госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» (КРСТ), с учетом возможности увеличения финансирования мероприятий этой госпрограммы.«При всей важности госпрограмма развития сельских территорий хронически недофинансируется. С 2019 г. составило 700 млрд. Поэтому считаю, что необходимо менять подходы к финансированию. Выделяемые деньги на село должны быть окрашены. Внутри самой программы необходимо выделить отдельных два направления: поддержка многодетных семей и создание рабочих мест для молодежи», – сказал председатель Комитета Владимир Кашин.

Министерство сельского хозяйства с 2025 г. корректирует подход к реализации госпрограммы развитие сельских территорий, создаётся опорная сеть сельских населённых пунктов и прилегающих территорий, совместно с регионами разрабатывается шестилетний план развития, реализация которого будет проводиться через синхронизацию ресурсов программы КРСТ и всех других госпрограмм, которые затрагивают мероприятия в сельской местности.

Участники парламентских слушаний обсудили вопросы инфраструктурной перестройки сельских территорий, включая сельские дороги, школы, объекты культуры и спорта, фельдшерские пункты, почтовые отделения и другие направления, которые обеспечат положительный имидж села и позволят сохранить численность сельского населения и кадровый потенциал в аграрной отрасли.

Главный вектор развития сельских территорий – это создание условий для устойчивого повышения качества и уровня жизни сельского населения, основанной на преимуществах сельского образа жизни в целях сохранения социального и экономического потенциала сельских территорий и обеспечения выполнения ими общенациональных функций – производственной, демографической, экологической, пространственно-коммуникационной, культурно-этнографической. Экономически и социально высокоразвитые сельские территории - основа территориальной независимости и укрепления продовольственной безопасности России.

Численность сельского населения в России продолжает сокращаться. По оценочным данным Росстата, на 1 января 2024 года численность сельского населения России составляет 36,624 млн человек, что на 168 тыс. человек меньше, чем на 1 января 2023 г. (36,792 млн человек). За последние 5 лет доля сельского населения Российской Федерации сократилась с 25,4% (на 1 января 2019 г.) до 25,06% (на 1 января 2024 г.).

Согласно прогнозным расчетам Росстата, к началу 2036 г. в случае реализации среднего варианта прогноза численность сельского населения сократится по сравнению с началом 2023 г. на 2,4 млн и составит 34,386 млн человек

Существует значительная региональная дифференциация демографической ситуации в сельских поселениях. В частности, в 2015-2022 гг. численность сельского населения уменьшилась в 62 субъектах России, в наибольшей степени (на 20% и более) в Кировской, Костромской и Магаданской областях. Увеличилась численность сельского населения только в 21 регионе. Наибольший прирост отмечен в Калининградской, Калужской, Московской областях и г. Севастополь.

Наибольший прирост (10‰ и более) сложился в республиках Дагестан, Ингушетия, Тыва, Чеченская и Ямало-Ненецком автономном округе. В 67 субъектах России отмечается естественная убыль сельского населения. Лидируют по этому индикатору Псковская (-13,7‰), Магаданская (-13,5‰), Курская (-13,3‰), Смоленская (-12,9‰) области и Республика Карелия (-13,5‰).

Основным фактором уменьшения численности жителей сельских территорий остается естественная убыль, складывающаяся под значительным влиянием негативной трансформации половозрастной структуры населения. Доля населения в возрасте 60 лет и старше может повыситься к 2035 г. до 28,1%. Только за счет этого фактора относительная естественная убыль сельского населения может увеличиться в 1,5 раза – с 5 промилле в 2022 г. до 7,6 на начало 2035 года.

Убыль сельского населения является как следствием демографических процессов, так и результатом недостаточного развития экономики и инфраструктуры сельской местности.

Среднедушевые располагаемые ресурсы сельских домохозяйств растут опережающим темпом и их отставание от городского уровня сокращается. Если в 2010 г. их величина составляла 62,3% от показателя по городу, то в 2022 г. – 67,1%. Однако при этом абсолютная разница в числовом значении этих индикаторов в городе и на селе, определяющая разрыв в покупательной способности городских и сельских домохозяйств, продолжает расти. В 2022 г. она составила 12,6 тыс. руб., увеличившись за последние 12 лет вдвое.

Основной компонент располагаемых ресурсов домашних хозяйств – денежные доходы в расчете на члена домохозяйства на сельских территориях не достигают и 2/3 городского уровня. За последние 12 лет абсолютная разница в их величине в городе и на селе увеличилась в 2,1 раза.

Участники парламентских слушаний приняли на основу рекомендации,они будут доработаны на площадке Комитета по аграрным вопросам с учетом предложений поступивших от представителей федеральных органов исполнительной власти, законодательных и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, научных, коммерческих и некоммерческих организаций, а также от сельхозтоваропроизводителей.

 

Может быть интересно
  • Глава Россельхознадзора представил в СФ результаты деятельности
    Глава Россельхознадзора представил в СФ результаты деятельности
  • Открытие Всероссийского объединенного метеорологического и гидрологического съезда
    Открытие Всероссийского объединенного метеорологического и гидрологического съезда
  • Программа сотрудничества гидрометслужб России и Армении
    Программа сотрудничества гидрометслужб России и Армении
Евразийский центр по продовольственной безопасности

Москва, 119991, Ленинские горы, дом 1, строение 12, комната 599 ж-и
МГУ имени М. В. Ломоносова, Аграрный центр.

+7 (925) 501-35-24
+7 (495) 290-90-99
office@ecfs.msu.ru

МГУ им М. В. Ломоносова