18 апреля в Москве в гибридном формате состоялось заседание Общественного совета при Россельхознадзоре под председательством директора Молочного союза России Людмилы Маницкой, посвященное совершенствованию законодательства в части ответственности за нарушения при перемещении живых сельскохозяйственных животных и продукции животного происхождения.
В мероприятии приняли участие представители Управления Президента России по общественным проектам, Совета Федерации, Госдумы, Минсельхоза России, Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, Общественной палаты, профильных ассоциаций и бизнес-сообщества.
Заседание началось с награждения главы Россельхознадзора Сергея Данкверта Почетной грамотой Общественной палаты России за неоценимый вклад в развитие отечественного сельского хозяйства, а также в связи с 20-летним юбилеем со дня основания Россельхознадзора.
В продолжение вступительной части состоялось представление участникам совещания замруководителя Службы Светланы Алексеевой, назначенной на должность ответственного секретаря Общественного совета.
Сергей Данкверт в своем выступлении обратил внимание, что в ситуации, когда при перемещении сельхозживотных и продукции животного происхождения часто фиксируются нарушения, необходимо менять подходы к самой системе контроля, в целом систему взаимодействия органов государственной власти и расширения их полномочий. Кроме того, целесообразно ввести электронный сопроводительный документ при перемещении, наладить проверки и учет животных, содержащихся в личных подсобных хозяйствах. Также, по мнению Главы Службы, необходимо ограничить возможности страхования и субсидирования, если поголовье не зарегистрировано в электронных системах ведомства.
Участники заседания подчеркнули, что нелегальное производство, обращение и перемещение подконтрольных товаров, животных и продуктов сельскохозяйственного происхождения – высокомаржинальный бизнес, и остановить потенциального нарушителя могут только штрафные наказания. Однако их размер в России составляет в среднем 0,7% от среднемесячной заработной платы, в отличие от Евросоюза, где это соотношение оценивается минимум в 71%, а при неоднократных нарушениях водитель лишается лицензии.
Члены Общественного совета выступили за необходимость повышения данных санкций, поскольку бесконтрольная перевозка приводит к распространению опасных болезней, ухудшая эпизоотическую ситуацию и создавая риски закрытия экспортных поставок.