Аннотация
В заметке анализируются результаты предпринятой в 2015-2017 гг. попытки формирования современной системы агрологистики за счет создания федеральной сети крупных оптово-распределительных центров. Несмотря на то, что предпринятая попытка не достигла поставленных целей, полученный при ее реализации опыт представляется поучительным. Он может быть востребован в настоящее время при разработке механизмов поддержки проектов по развитию агрологистики в рамках международных транспортных коридоров, по которым планируется обеспечивать экспортно-импортные поставки продовольствия в направлениях Юг и Восток.
В настоящее время при нарастании проблем с обеспечением продовольственной безопасности особое внимание уделяется самообеспечению базовыми продуктами питания. В этой связи актуализируется вопрос о развитии агрологистической инфраструктуры, включая необходимость увеличения мощностей по сбору, хранению, подработке и доставке продукции до конечного потребителя. При этом, по оценкам Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Министерства финансов Российской Федерации, дефицит современных форматов мощностей по хранению и подработке сельскохозяйственной продукции в России в 2017 году составлял 60-70%, а распределительных мощностей – 30-40% [1]. За прошедшие годы ситуация кардинально не поменялась. В результате потери в процессе хранения, транспортировки и переработки, например, плодов и овощей достигают 40-50%.
Остро стоит вопрос об обеспечении доступа к современной агрологистики малых форм хозяйствования на селе. Ранее эту функцию выполнял Центральный союз потребительских обществ СССР, куда в 80-е годы прошлого века входило почти 400 тыс. розничных торговых предприятий и более 100 тыс. предприятий общественного питания, на которых в совокупности трудилось 3,5 млн работников. Потребкооперация к концу 80-х годов обеспечивала до 27% товарооборота СССР, а на селе – до 84% [2]. Наследником Центросоюза СССР стал ныне действующий Центросоюз РФ. Однако, масштабы его деятельности резко сократились: в 2020 году общая стоимость закупленной потребкооперацией сельскохозяйственной продукции у населения и фермерских хозяйств составила 21,5 млрд рублей [3]. Центросоюз утратил свои бывшие позиции и в настоящее время является чрезвычайно слабым стейкхолдером в продовольственной системе России.
В 2015 году была предпринята попытка сформировать современную систему агрологистики за счет создания федеральной сети крупных оптово-распределительных центров (далее – ОРЦ). С этой целью была разработана подпрограмма «Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания» в рамках государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы». Горизонт планирования указанной подпрограммы составлял 2015–2020 годы.
Для реализации подпрограммы, на 2016 год было первоначально заложено 7,37 млрд рублей, из которых 7,07 млрд рублей планировалось направить на субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам на переработку продукции растениеводства и животноводства, а оставшиеся 0,3 млрд рублей – на возмещение части прямых понесенных затрат на создание ОРЦ, получающих поддержку в рамках подпрограммы.
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы за счет средств федерального бюджета в период 2015–2020 годов должен был составить 79,28 млрд рублей. Исполнителем подпрограммы определялось Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
К 2020 году в рамках подпрограммы планировалось получить следующие результаты:
- ввод новых мощностей единовременного хранения в ОРЦ – 4 716 тыс. тонн;
- прирост мощностей по хранению сахара – 1 380 тыс. тонн;
- производство полуфабрикатов для системы социального питания − 700 тыс. тонн;
- создание 4 тыс. новых рабочих мест [4].
Кроме того, предполагалось, что реализация подпрограммы позволит достичь определенных социальных эффектов в сфере розничной торговли. По оценке Минсельхоза России, наценка оптового звена в Москве в 2015 году составляла до 57%, что в полтора раза превышало аналогичный показатель в европейских столицах (38%). Поскольку создание сети ОРЦ сокращало количество перевалок «между полем и прилавком», специалисты министерства предположили, что реализация подпрограммы позволит снизить розничные цены примерно на 20%, а также увеличить совокупный объем потребления продовольствия не менее чем на 10%.
По требованиям Минсельхоза России проекты, подаваемые для получения субсидиарной поддержки, должны были отвечать обширному перечню критериев, важнейшими из которых выступали следующие:
- наличие мощности единовременного хранения не менее 30 тыс. тонн сельскохозяйственной продукции;
- возможность единовременного хранения не менее пяти из следующих видов сельскохозяйственной продукции: мясо и мясная продукция, молоко и молочная продукция, фрукты и ягоды, овощи и продовольственные бахчевые культуры, картофель, рыба и рыбная продукция.
- не менее 65% мощностей, предназначенных для единовременного хранения, должно приходиться на площади с регулируемым температурным режимом, позволяющим хранить продукцию в охлажденном (от 0 до +10 °С) либо замороженном (от -24 до 0 °С) состоянии;
- наличие мощностей для обработки продукции, в том числе линии сортировки, калибровки, мойки, упаковки, нарезки и др., позволяющей обрабатывать в квартал не менее 15% совокупного объема единовременного хранения сельскохозяйственной продукции,
- размещение пунктов ветеринарного и фитосанитарного контроля [5].
С точки зрения организации бизнеса предполагалось, что ОРЦ не закупают продовольствие, а лишь предоставляют свои услуги участникам продовольственного рынка – арендаторам мощностей по хранению и переработке.
Планировалось, что для реализации подпрограммы будет привлечено не менее 120 млрд рублей частных инвестиций. Для стимулирования проектов по созданию ОРЦ частным инвесторам планировалось компенсировать до 20% капитальных затрат и субсидировать часть процентной ставки по кредитам. При этом заложенная в подпрограмму структура целевого финансирования оставляла ряд вопросов о том, как удастся в полном объеме выполнить обязательства по компенсации капитальных затрат.
Для реализации целей подпрограммы Минсельхоз России разработал схему размещения ОРЦ на основе продовольственных балансов регионов (с учетом коэффициентов самообеспеченности по отдельным видам продукции, показателей концентрации производства и личного потребления в регионах), а также принимая во внимание инфраструктурные особенности территорий. Запуск проектов первой очереди был направлен на обеспечение формирования единой системы движения сельхозпродукции в масштабах страны. Общероссийская сеть ОРЦ должна была обслуживать четыре агрегированных потока продовольствия:
- западный поток − овощи, молоко и мясо, основные поставщики − Белгородская, Брянская и Воронежская области;
- северный и восточный потоки − рыба и морепродукты из Мурманской и Сахалинской областей, Приморского и Хабаровского краев;
- южный поток − овощи, фрукты, молочная продукция из Краснодарского края, Ставрополья, Дагестана, Астраханской и Волгоградской областей.
Таким образом, была проведена значительная подготовительная работа, выделено финансирование, и запущен процесс реализации подпрограммы. Появились многообещающие пилотные проекты. На середину апреля 2016 года в Минсельхоз России потупило 23 заявки на создание ОРЦ в 18 регионах общей мощностью свыше 2 млн тонн единовременного хранения. Реализовать их предполагалось в 2016−2020 гг. Объем капитальных затрат составлял 200 млрд рублей.
Наиболее проработанными были четыре проекта − «Радумля», «Агромир Казань», первые очереди ОРЦ «Ромб» и «РусАгроМаркет − Новосибирск». Совокупная мощность планируемых к вводу объектов составляла 277 тыс. тонн, запланированные инвестиции − почти 17,3 млрд рублей, расчетный размер необходимых субсидий — 2,74 млрд рублей [6].
Однако уже в 2016 году первоначальные планы были заметно редуцированы: вместо запланированных на 2020 год 4,7 млн тонн новых мощностей единовременного хранения показатель был снижен до 3 млн тонн; объем субсидий на 2016 год был уменьшен до 4,73 млрд рублей.
Далее процесс сворачивания подпрограммы ускорился. К 2017 году, по оценке НИФИ, до 2/3 проектов практически не развивались [1]. В результате подпрограмма была постепенно закрыта. Каковы причины такого финала?
Отметим, что подготовка подпрограммы была в целом недостаточной. Вышеупомянутые региональные продовольственные балансы были разработаны уже после запуска подпрограммы, что привело к необходимости резкого сокращения первоначальных планов. Впрочем, это не главная причина.
Основная причина − попытка сформировать сеть ОРЦ методом «сверху» от крупных форматов без поддержки этих форматов отлаженными схемами товародвижения «снизу» от производителей сельскохозяйственной продукции. Ограниченное количество крупных ОРЦ при всем желании не могло «накрыть» всю страну, их суммарный ареал деятельности был явно недостаточен. Нужны были сопутствующие центры небольших форматов, а они не создавались, так как не отвечали критериальным требованиям. Понятно стремление разработчиков подпрограммы получить по ее завершении высокотехнологичную сеть центров с огромными мощностями холодильного хранения сельхозпродукции, однако для малых инвесторов «порог входа» в подпрограмму был слишком высок.
Организационное условие, при котором ОРЦ не становятся собственниками хранимой продукции, а лишь предоставляют услуги арендаторам, оказалось неудачным: менеджмент многих созданных центров с большим трудом обеспечивал заполняемость мощностей по хранению даже при их удобной локализации (как, например, это произошло с ОРЦ «Радумля», расположенном в Московской области на 49-м километре трассы М-10 (Ленинградское шоссе). В результате многие проекты остановились на стадии предпроектных проработок.
Таким образом, попытка создания эффективной агрологистической сети не достигла своих первоначальных целей. Тем не менее, полученный при ее реализации неудачный опыт весьма поучителен. Он должен быть принят во внимание при разработке механизмов поддержки современных проектов по развитию международных транспортных коридоров, по которым планируется обеспечивать экспортно-импортные поставки продовольствия в ближайшей перспективе.
Литература
- Концепция развития сети оптово-распределительных центров для сбыта сельскохозяйственой продукции: от идеи до реализации, НИФИ при Минфине РФ, 2017 г.
- Центрсоюз Российской Федерации. История кооперации и Центросоюза (https://rus.coop/ru/history/?ysclid=l7t6yb693o922956105)
- Итоги Международного форума «Потребительская кооперация – открытие возможности для каждого на благо всех», презентационные материалы (https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-disk-public%3A%2F%2Faiumg%2FiXoaIXhkdk%
2B3vL%2FrkkwFnAfbWlvDFztSXQ9gMGczUIEanPiAYMJs8uIpesiyh0ufqrE%2B6HoJ72QHZn3Q%3D%3D&name=%D0%98%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%B8.pdf) - Паспорт подпрограммы «Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания» (https://gp.specagro.ru/Pages/view/page_id/4676/day/8/month/9/year/2016)
- Приказ Минсельхоза России от 24 июля 2015 г. № 318 «Об утверждении Порядка конкурсного отбора инвестиционных проектов, направленных на строительство и (или) модернизацию, объектов агропромышленного комплекса, реализуемых на территории субъектов Российской Федерации»
- Кулистикова Т., «Аграрии попадут в новые сети. В России создают оптовые центры стоимостью в 200 млрд руб.», Агроинвестор, 6 мая 2016 г. (https://www.agroinvestor.ru/regions/article/23353-agrarii-popadut-v-novye-seti/)
#агрологистическая инфраструктура, #оптово-распределительный центр, #государственная программа, #сельскохозяйственная продукция