Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) вынесен на общественное обсуждение проект Концепции о коллективной продовольственной безопасности государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Ответственный за разработку документа – Департамент агропромышленной политики ЕЭК. Общественное обсуждение продлится до 28 июля 2019 г. Соответствующая информация размещена на правовом портале ЕАЭС.
Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) вынесен на общественное обсуждение проект Концепции о коллективной продовольственной безопасности государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Ответственный за разработку документа – Департамент агропромышленной политики ЕЭК. Общественное обсуждение продлится до 28 июля 2019 г. Соответствующая информация размещена на правовом портале ЕАЭС.
Основная цель разработки Концепции – формирование согласованной агропромышленной политики по обеспечению продовольственной безопасности государств-членов ЕАЭС.
Документ позволит проводить мониторинг состояния продовольственной безопасности по унифицированной для всех стран ЕАЭС системе. Для этого предполагается установить индикаторы по физической и экономической доступности продовольствия. Если потребность населения Союза в продовольствии в течение трех лет будет обеспечена менее чем на 80%, ЕЭК совместно с уполномоченными органами стран ЕАЭС выработает комплекс мер по формированию стратегических запасов, обеспечению гарантированных поставок дефицитных видов продукции. Об этом заявил директор Департамента агропромышленной политики ЕЭК Станислав Бубен 28 мая 2019 г. в ходе IV Международной конференции по развитию сельского хозяйства, обеспечению продовольственной безопасности и полноценного питания в Евразии.
По мнению заместителя директора Евразийского центра по продовольственной безопасности (ЕЦПБ) МГУ Романа Ромашкина, проект Концепции нуждается в кардинальном пересмотре, поскольку предложенные ЕЭК подходы к мониторингу и оценке продовольственной безопасности являются устаревшими и не носят инклюзивного характера. Принятие Концепции в текущей редакции не окажет влияния на улучшение состояния продовольственной безопасности в странах ЕАЭС.
«В основе документа лежат ошибочные посылы о дефиците продовольственных ресурсов в мире и росте цен на важнейшие виды продукции, а усиление либерализации мировой торговли рассматривается в качестве одного из рисков, связанных с новыми угрозами на мировом агропродовольственном рынке, что противоречит глобальной повестке в области продовольственной безопасности», – отмечает Роман Ромашкин.
Еще в середине 1980-х годов прошлого века исследования Всемирного банка доказали, что темпы роста глобального производства продовольствия опережают темпы роста населения. В настоящее время это подтверждается нисходящим ценовым трендом на мировом агропродовольственном рынке. Так, индекс номинальных цен Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) на продовольствие с 2014 г. по 2018 г. снизился на 29,1%.
Кроме того, либерализация мировой торговли является, прежде всего, фактором ее развития. В этой связи агропродовольственная торговля через прозрачные и эффективно функционирующие рынки и в соответствии с обязательствами, принятыми сторонами в рамках Всемирной торговой организации, способствует появлению новых возможностей для встраивания сельхозпроизводителей в глобальные производственно-сбытовые цепочки. Новой угрозой на мировом агропродовольственном рынке эксперт ЕЦПБ МГУ считает усиление протекционизма в мировой торговле и так называемые «торговые войны».
По словам Романа Ромашкина, предлагаемая в Концепции система оценки состояния продовольственной безопасности не является инклюзивной, поскольку в целях мониторинга и оценки фактически предусматривается установить индикаторы только по наличию сельхозпродукции и продовольствия, его экономической доступности. За рамками мониторинга и оценки остаются такие международно признанные направления или, следуя терминологии Концепции, критерии обеспечения продовольственной безопасности, как физическая доступность продовольствия, полноценность питания и пищевая безопасность, стабильность доступа к продовольствию. «Между тем, по данными ФАО, в странах Евразийского союза более распространена проблема излишнего веса и ожирения, недостатка микроэлементов (так называемый «скрытый голод»), чем экономической доступности продовольствия или недоедания. Это свидетельствует о весьма поверхностной проработке вопроса наднациональными чиновниками, игнорировании ими международного опыта, отсутствии адекватного обоснования и аналитического обеспечения разработки Концепции», – убежден представитель ЕЦПБ МГУ.
В Концепции обозначена возможность проведения мониторинга состояния продовольственной безопасности по унифицированной для всех стран ЕАЭС системе оценки. Однако это положение вступает в противоречие с другой нормой документа о том, что «каждая страна Союза определяет «научно обоснованные», «целевые» нормативы потребления основных пищевых продуктов на душу населения в год». Чтобы устранить указанное противоречие, предлагается сформулировать в Концепции положение о разработке ЕЭК единого методологического подхода для определения странами ЕАЭС научно обоснованных норм потребления основных продуктов питания и отказаться от закрепления в документе устаревших норм.
Весьма сомнителен подход ЕЭК к анализу данных о динамике прироста объема производства сельскохозяйственной продукции на основе информации за период с 2012 по 2018 г. В этой связи заместитель директора ЕЦПБ МГУ считает, что при выборе такого периода просматривается явная попытка ЕЭК приукрасить действительность и игнорировать существующие проблемные вопросы. Поскольку ЕАЭС начал функционировать с 2015 года, для характеристики развития АПК логично было бы использовать данные с 2014 по 2018 г. Элементарный анализ показывает, что в рамках указанного периода максимальные объемы сельскохозяйственного производства в целом по данному интеграционному объединению были достигнуты в 2017 г. К этому времени сельхозпроизводство приросло на 10% по сравнению с показателем 2014 г. Однако уже в 2018 г. продукция сельского хозяйства продемонстрировала отрицательную динамику. На текущем этапе развития ЕАЭС темпы роста сельхозпроизводства в Армении и Беларуси существенно отстают от среднего показателя по интеграционному объединению в целом. Наряду с нестабильностью производства продукции растениеводства в этих странах серьезную обеспокоенность вызывает наметившаяся в 2018 г. тенденция спада в животноводстве. В этой связи агропромышленному блоку ЕЭК целесообразно подумать над разработкой комплекса мер, направленных на стабилизацию и обеспечение устойчивого функционирования агропродовольственных систем в Армении и Беларуси в условиях евразийской интеграции.
Роман Ромашкин также указал на недостатки правового оформления документа, поскольку утверждение Концепции выходит за рамки полномочий Евразийского межправительственного совета, предусмотренных Договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках ЕАЭС.
По результатам рассмотрения проекта документа подготовлено и в установленном порядке направлено в ЕЭК заключение экспертов ЕЦПБ МГУ о необходимости его существенной переработки. В указанном заключении агропромышленному блоку ЕЭК рекомендовано активизировать сотрудничество с ФАО в целях насыщения Концепции современными подходами в области продовольственной безопасности и учета международного опыта. Для детальной проработки вопроса и адекватного обоснования необходимости принятия Концепции Департаменту агропромышленной политики ЕЭК предложено подготовить комплексный аналитический доклад по вопросам продовольственной безопасности и питания в странах ЕАЭС, содержащий анализ глобальной повестки и международного опыта, особенностей национальных политик в области продовольственной безопасности и полноценного питания, определение основных стейкхолдеров и их интересов, рассмотрение национальных стратегий достижения продовольственной безопасности и полноценного питания, характеристику нормативно-правовой базы и институтов регулирования, а также предложения по развитию интеграционного взаимодействия в соответствующих сферах.
Изображение: eurasiancommission.org