Индексом продовольственных цен ФАО (ИПЦФ) называют динамику изменения мировых цен на ключевые продукты, которые рассчитываются каждый месяц. ИПФЦ является средневзвешенным числом, составляющим цены на пять категорий продовольственных товаров. Индекс цен на глобальном рынке включает стоимость растительных масел, зерна, молочных продуктов, сахара и мяса. ИПФЦ включает средние значения индексов цен продуктов, взвешенных по средней доле экспорта.
В сентябре ИПЦФ на зерновые упал по отношению к августу на 1,5% (2,2 пункта). За тот же период цены на растительные масла снизились на 6,6% (10,8 пункта), молочные продукты – на 0,6% (0,8 пункта), мясо – на 0,5% (0,6 пункта), сахар – на 0,7% (0,8 пункта). Падение ИПЦФ в течение шести месяцев стало самым длительным с 2015 года.
В июле-августе цены падали на все товарные позиции, указано в отчете ФАО. Тем не менее, в сентябре на 1,5% выросли цены на зерновые. Ситуация на мировом рынке продовольствия снизит давление инфляции на долларовый индекс и улучшит «предрецессионную» ситуацию в мировой экономике.
Средний индекс цен на зерновые в сентябре 2022 года повысился на 11,2% (14,9 пункта) против того же периода в 2021 г. Динамика цен на зерновые культуры сентябре: пшеница +2,2 %; фуражное зерно +0,4%; кукуруза +0,2; ячмень -3,0%; рис +2,2%. Мировые цены на пшеницу в сентябре, полагают аналитики ФАО, выросли из-за нестабильной геополитической ситуации в основных зернопроизводящих регионах. При этом фуражные зерновые дорожали незначительно. Индекс цен ФАО на кукурузу в сентябре почти не изменился на фоне укрепления доллара США. Дефицита зерна этой культуры не произошло. Ячмень подешевел благодаря ожиданиям хорошего урожая в Австралии и России. Цены на рис индийских сортов выросли больше всего на фоне изменений экспортной политики Индии. Впоследствии рост цен ограничило падение спроса.
Индекс средних цен на растительные масла в сентябре стал самым низким показателем с февраля 2021 г. В частности, цены падали на пальмовое, соевое, подсолнечное и рапсовое масла. Причиной снижения мировых цен на растительные масла также стало падение цен на сырую нефть. С одной стороны это связано со стоимостью ГСМ, а с другой стороны – с производством растительных заменителей топлива и спросом на сырье. Рапсовое масло подешевело из-за ожиданий высоких объемов мирового производства в сезоне 2022-2023 гг. Пальмовое масло шестой месяц подряд падало в цене благодаря росту сезонного производства в Юго-Восточной Азии. На цены соевого масла оказал влияние рост экспортного предложения из Аргентины. ГМ-технологии производства сои показывают свою эффективность. По подсолнечному маслу глобальные цены упали до самого низкого уровня за последние 14 месяцев. Этому способствовал рост экспорта из стран Черноморского региона и низкий спрос по импорту. Рапсовое масло дешевело в связи с прогнозами по высокому производству в мире в сезоне 2022-2023 гг.
Средний индекс цен на молочную продукцию падает три месяца подряд, но в сентябре превзошел уровень за тот же период 2021 года на 20,7%. Снижение цен в сентябре 2022 г. затронуло все виды молочной продукции. Падение мирового индекса вызвал ограниченный спрос на рынке на среднесрочные поставки вместе с ограниченным и подорожавшим производством продукта. Спрос на молочные продукты поддержали заказы на немедленную поставку. Такой формат экспорта особенно востребован среди азиатских импортеров, указано в отчете ФАО.
Мясо дешевеет на глобальном рынке три месяца подряд, при этом уровень среднего индекса цен на него на 7,7% выше показателя того же периода 2021 г. Самое заметное падение цен касается баранины, на которую повлияла динамика валютных курсов. Цены на говядину снизились из-за высоких объемов поставок из Бразилии, а также увеличения производства среди других экспортеров. Мясо птицы подешевело незначительно – сказался низкий импорт в мире. Уровень цен не поднялся даже на фоне упавшего экспорта из стран-производителей, где поголовье уничтожила вспышка птичьего гриппа. Глобальный индекс средних цен на свинину продолжил расти из-за нехватки производства свиней на убой в ЕC.
Мировые цены на сахар падают пятый месяц подряд и в сентябре достигли самого низкого уровня с июля 2021 года. В сентябре снижение цен произошло под влиянием ожиданий высокого урожая в Бразилии, крупнейшего в мире экспортера сахара. Прошедшие в стране дожди создали благоприятные условия для урожая в сезоне 2022-2023 гг. Кроме того подешевевший этанол создал предпосылки для возросшего использования сахарного тростника, необходимого для выпуска сахара. В ФАО считают, что в снижении цен на сахар сыграло роль ослабление бразильского реала к доллару США. По сравнению с сентябрем 2022 г. текущие масштабы снижения цен были ограничены из-за дефицита предложения этого продукта на мировом рынке.
В нашей стране по данным Минсельхоза России на 6 октября 2022 г. намолочено 143 200 тыс. т зерновых и зернобобовых, в том числе: 102 700 тыс. т пшеницы, 23 900 тыс. т ячменя, 2 050 тыс. т кукурузы на зерно. По оценке Zerno.Ru, на 12 октября валовый сбор зерновых и зернобобовых составил не менее 139 781 тыс. т.
Правительство РФ не исключает возможность отмены экспортной квоты на зерно. Возможность изменений допускается на фоне прогнозов величины урожая текущего года, поскольку расчет квоты на вывоз зерна зависит от баланса зерновых и распределяется по историческому принципу. Квотирование проходит каждый год в период с 15 февраля по 30 июня. В прошлом сельхозгоду (завершился 30 июня 2022 г.), квоты получили 206 компаний. Допустимый объем зерна на экспорт составил 11 млн т, доля пшеницы составила 8 млн т (такую квоту получили 163 компании).
Квотирование экспорта зерна из России ввели в 2020 г., первая квота составила 7 млн тонн и действовала с 1 апреля по 30 июня того же года. В следующем году допустимый объем вывоза зерна составил 17,5 млн т (с 15 февраля по 30 июня), экспорт тонны пшеницы в этот период облагался пошлиной на сумму 25 евро. С 1 марта размер пошлины на вывоз пшеницы увеличился в два раза – до 50 евро за тонну.
В 2020 г. с 15 марта экспортная пошлина на тонну кукурузы равнялась 25 евро, на тот же объем ячменя – 10 евро за тонну. Такие пошлины действовали до 1 июня, после чего ввели бессрочную плавающую пошлину на зерно, или зерновой демпфер на пшеницу, ячмень и кукурузу. В 2022 году была введена отдельная квота на экспортные поставки пшеницы.
Минсельхоз России прогнозирует урожай зерна 2022 г. в объеме порядка 150 млн т, из которых на пшеницу придется 100 млн тонн. Экспорт зерна в прошедшем сельхозгоду по прогнозам министерства, должен был составить 45-48 млн т, из которых доля пшеницы оценивалась в 37 млн т. В сезоне 2021 г., который завершился 30 июня того же года, из России вывезли 49 млн тонн, в том числе 38,4 млн т пшеницы.
В рамках расширения господдержки агропроизводителям могут выделить дополнительные средства на реализацию тонны зерна.
Против возможной отмены экспортной квоты на зерновые выступили представители Союза экспортеров зерна. В организации предложили сохранить квотирование, увеличить ее объем, но без лимитов по экспорту отдельных культур. Смена правил по квотированию не поможет, поскольку квота имеет системный характер и не зависит от текущих обстоятельств. Компромиссным решением было бы оставление квоту в 25 млн тонн без раздела по культурам.
Минсельхоз России утверждает, что все средства, которые поступают в рамках пошлины, возвращаются в отрасль. Либо в виде прямой поддержки, либо через льготные финансовые инструменты. Этот механизм позволяет сегодня направлять для стабилизации внутреннего рынка совершенно беспрецедентный объем средств. Если раньше он был порядка 300 млрд руб. в год, то в этом и в следующем году – уже около полутриллиона. Агропром сейчас, наверное, одна из самых поддерживаемых отраслей по соотношению инвестиций государства на рубль получаемого эффекта.
При этом дополнительные ресурсы от пошлин идут в первую очередь на поддержку тех направлений, которые в ней наиболее нуждаются. Например, в прошлом году выделяли дополнительные субсидии животноводам, поскольку была высокая цена на корма и, соответственно, у предприятий росла себестоимость. В этом году в животноводстве рентабельность находится на приемлемом уровне, но сокращается у растениеводов, поэтому наши меры сосредоточены на них.
Глава Минсельхоза России Дмитрий Патрушев считает, что введенные санкции не смогли затормозить развитие отечественного АПК, но экспорт сталкивается со скрытыми барьерами.
Санкции в отношении РФ применялись и раньше. Сейчас вводятся новые, но динамика развития отрасли как была, так и будет положительной. Текущая ситуация в целом не смогла затормозить те процессы, которые были запущены в аграрном секторе за последние годы, еще с момента начала реализации национальных проектов, а потом в результате продовольственного эмбарго 2014 года.
(Примечание: Указ Президента РФ от 11.10.2022 №725 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». На 2023 год продлены российские контрсанкции, направленные на ограничение импорта сельхозпродукции из недружественных стран. Указом Президента РФ от 06.08.2014 №560 запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз в РФ отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических или физических лиц или присоединившееся к такому решению. Настоящим указом действие данных специальных экономических мер продлено с 1 января по 31 декабря 2023 года.)
С начала года отмечен рост в сельском хозяйстве, в пищевом производстве и в производстве напитков. За первые семь месяцев года индекс сельхозпроизводства составил 101,8%. Все эти тенденции сохранятся, и итоги года будут с плюсом. Есть уверенность, что АПК будет расти в ближайшие годы. Тем не менее, по итогам года продовольственная инфляция прогнозируется от 12 до 13%. Сейчас и у производителей, и в рознице цены сезонно снижаются, давление в том числе оказывают высокие ожидания по урожаю. Сейчас уже актуален не вопрос сдерживания цен, сколько обеспечения баланса, чтобы сохранилась рентабельность производства.
Есть определенные сложности в растениеводстве, отрасль нужно поддерживать. Есть разные механизмы, в т.ч.: закупки в интервенционный фонд, выделение дополнительных средств на поддержку производителей зерна в сумме 10 млрд руб.
В текущем сельскохозяйственном году есть реальная возможность поставить на мировой рынок не менее, а может быть, и более 50 млн т зерна. Во втором полугодии 2022 г. планируется вывезти до 30 млн т. Этот объем, согласованный в рамках договоренностей с ООН для обеспечения мировой продовольственной безопасности.
Между тем, пока остаются барьеры, которые продолжают сдерживать экспорт из РФ. Это скрытые санкции в отношении транспортировки продукции. Это в первую очередь ограниченная доступность судов. Но в публичном пространстве декларируется отсутствие ограничений на вывоз продукции агропромышленного сектора.
Ситуация с ценами на зерно на мировом рынке в этом году была напряженная. В начале цены доходили до $400 за тонну пшеницы, сейчас – чуть больше $300. Два-три года назад в этот период цены были около $200 за тонну, т.е. конъюнктура в этом году не такая уж плохая для аграриев.
В отрасли есть множество направлений, которые необходимо системно поддерживать. Например, госпрограмма по вовлечению земель в сельхозоборот и развитию мелиорации. Крайне востребованы мероприятия госпрограммы комплексного развития сельских территорий, за счет которых жители села получают тот же уровень комфорта, что и люди, проживающие в городах. Есть вопрос с обеспечением АПК сельхозтехникой, семенами и другими необходимыми средствами производства. Тем не менее, есть полная готовность к успешному проведению посевной кампании 2023 года.
20 сентября принят проект ФЗ №155722-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в первом чтении на заседании Госдумы. Законопроект совершенствует механизм изъятия у правообладателей земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства РФ.
По данным Россельхознадзора за 2020-2021 гг. было выявлено 11 722 земельных участков, которые не используются по целевому назначению или используются с нарушением требований земельного законодательства РФ. При этом основное количество выявленных нарушений связано с зарастанием земельных участков сорной растительностью и неиспользованием земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства.
Действующий порядок изъятия земельных участков у недобросовестных правообладателей является не эффективным, поскольку позволяет легко уйти от ответственности посредством фиктивной продажи такого участка до того, как контролирующий орган направит в суд требование об изъятии такого земельного участка. Такой лазейкой, по данным Россельхознадзора, воспользовались правообладатели почти 2 тысяч земельных участков. Это негативно отражается на эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения и тех мерах, которые принимаются по вовлечению в оборот заброшенных земель сельскохозяйственного назначения.
В этой связи законопроектом предусматриваются следующие ключевые положения:
- Возможность фиксации Россельхознадзором факта неиспользования земельного участка в течение 3 и более лет на момент проведения проверки. Россельхознадзор при этом будет руководствоваться утвержденными Правительством признаками такого нарушения – это Постановление от 18 сентября 2020 г. № 1482.
- Надзорный орган наделяется правом заблокировать в Росреестре возможность изменения сведений о правообладателе земельных участков, в отношении которых выявлены нарушения, и правообладатели которых не устранили эти нарушения в установленный выданным предписанием срок. Такими образом устраняется правовая лазейка, позволявшая недобросовестным землепользователям уходить от ответственности. До тех пор, пока нарушитель не устранит нарушения, либо не понесет наказание, а земельный участок не будет принудительно у него изъят, он не сможет им распорядиться.
- До 15 дней сокращаются сроки принятия решений о приобретении изымаемых земельных участков в собственность муниципалитетов или субъектов РФ. Сегодня этот срок составляет 1 месяц. Также сокращаются сроки рассмотрения соответствующих дел судами.
В совокупности указанные нормы повысят эффективность реализации Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, а также утвержденной во исполнение Поручения Президента Российской Федерации от 26 апреля 2022 года № Пр-738 новой редакции Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.
Актуальным является вопрос введения приоритетного права приобретения принудительно изымаемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения правообладателями соседних земельных участков по упрощенной процедуре. Решение данного вопроса обеспечит сокращение количества земельных участков, контуры которых характеризуются черезполосицей, а также более эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения.
В целях повышения эффективности земельного контроля (надзора), минимальные и максимальные сроки устранения нарушений, выявленных уполномоченным органом государственной власти, и указываемые в соответствующем предписании, должны быть определены законом.
Также следует рассмотреть вопрос о привлечении к работе по выявлению неиспользуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или используемых с нарушением требований законодательства Российской Федерации органов муниципального земельного контроля, а также общественных инспекторов, что существенно повысит оперативность надзорной (контрольной) деятельности.
Кроме того, предложенный законопроектом порядок определения первоначальной и последующих цен на изымаемые земельные участки должен быть оценен на предмет недопущения появления избыточной нагрузки на бюджеты субъектов РФ и органов местного самоуправления, в случае их выкупа в муниципальную или региональную собственность.
Следует обратить внимание на необходимость совершенствования правоприменительной практики вовлечения в сельхозоборот земель через отмену противоречащих этой концепции подзаконных актов, и в первую очередь на необходимости отмены Постановления Правительства РФ от 21 сентября 2020 г. №1509, предоставляющего право выращивать леса на землях сельскохозяйственного назначения.
Указанные предложения будут рассмотрены в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению.
В текущем году в ведение Минсельхоза России был передан ряд научно-исследовательских центров, которые занимаются селекцией и семеноводством базовых культур. Это позволит приблизить научную работу к реальным потребностям бизнеса, быстрее создавать и выводить на рынок конкурентные сорта и уже к следующему сезону увеличить посевные площади под российской селекцией. С 2023 г. будет увеличено возмещение капитальных затрат на создание или модернизацию селекционно-семеноводческих центров с 20 до 50%. Это позволит дополнительно активизировать работу.
В обзоре использованы данные Комитета Госдумы по аграрным вопросам, Минсельхоза России, РБК, Zerno.Ru, «Интерфакс», Союза экспортеров зерна, ИА Сферы.