Аграрный центр МГУ
  • О центре
    • Официальная информация
    • Структура центра
    • Сотрудники
    • Фокусный регион
  • Ресурсы
    • Публикации
    • Аналитика
    • Природно-ресурсные ведомости: продовольственная и экологическая безопасность
    • Информационная система по продовольственной безопасности
    • Журнал «Использование и охрана природных ресурсов в России»
    • Нормативные документы
  • Новости
  • Направления работы
    • Информационное обеспечение продовольственной безопасности
    • Природные ресурсы и сельское хозяйство
    • Экономические основы ПБ РФ
    • Здоровое питание и качество продовольствия
  • Контакты
Поиск по сайту
  • EnglishEnglish
  • RussianRussian
  • Главная
  • Ресурсы
  • Аналитика
  • Новые риски для глобальной и российской продовольственной безопасности. Обзорный доклад
Последние новости
  • Михаил Мишустин поздравил российских экологов с профессиональным праздником
    Михаил Мишустин поздравил российских экологов с профессиональным праздником
  • Дмитрий Патрушев поздравил экологов с профессиональным праздником
    Дмитрий Патрушев поздравил экологов с профессиональным праздником
  • Туркменистан, Узбекистан и Казахстан усилят охрану природы на плато Устюрт
    Туркменистан, Узбекистан и Казахстан усилят охрану природы на плато Устюрт

Новые риски для глобальной и российской продовольственной безопасности. Обзорный доклад

Доклад подготовлен сотрудниками Евразийского центра по продовольственной безопасности МГУ имени М.В. Ломоносова: Р.А. Ромашкиным (замдиректора, к.э.н.), С.В. Ламановым (научный сотрудник), Т.В. Сургановой (с.н.с., к.ф.н.). 

В докладе рассмотрены возникающие в связи с кризисом в Украине риски для продовольственной независимости и устойчивости продовольственной системы России, а также экономической доступности продовольствия для населения страны. Проанализированы принятые Правительством России меры по элиминированию рисков для продовольственной безопасности, разработаны предложения по их совершенствованию.

Основные выводы по результатам исследования состоят в следующем:

  • Сигналы от ФАО по нарастанию рисков голода создают определенную основу для формирования компромисса по разрешению поставок продовольственных товаров морем, что позволит Украине и России сохранить большую часть своего аграрного экспорта и снизить остроту наступающего кризиса.
  • Не позднее начала лета 2022 года в России начнет все острее ощущаться общая нехватка ресурсов в промышленности, сельском хозяйстве и ритейле. Принятие постановления, легализующего параллельный импорт, направлено на формирование альтернативной системы поставок требуемых ресурсов из стран-посредников, перечень которых пока понятен лишь в общих чертах. Финансовые взаиморасчеты по поставкам, очевидно, будут выстраиваться одновременно с формированием маршрутов доставки и соответствующих логистических схем.
  • Очевидно, крупный агробизнес, действуя напрямую и через отраслевые союзы сможет быстрее адаптироваться и встроиться в альтернативные схемы поставки импорта. Малому и среднему бизнесу будет значительно сложнее найти свое место в новых технологических и логистических цепочках. Лоббирующие возможности союзов типа АККОР представляются гораздо более слабыми.
  • Правительство России обозначило намерение сосредоточиться на поддержке крупного системообразующего бизнеса в промышленности, АПК и ритейле. На эти цели будут направлены финансовые резервы, хотя обозначенный объем средств крайне незначителен. Малый аграрный бизнес пока не фигурирует в качестве бенефициара мер государственной поддержки. Это чревато значительными экономическими и социальными издержками. Очевидно, что малый бизнес не только производит значительную долю аграрной продукции, но и обеспечивает занятость большей части сельскохозяйственного населения. В этой связи целесообразно использовать опыт поддержки малого бизнеса, давший положительные результаты в период пандемии COVID-19. В начале 2020 г. малые сельскохозяйственные производители получали «подушевые» дотации из бюджета при условии сохранения численности занятых и докризисного размера заработной платы. Такая мера может рассматриваться как первоочередная в существующих условиях.
  • В целом, меры господдержки, проводимые в жизнь Правительством России, носят спорадический характер, вводятся в экстренном порядке и далеки от системности. Систематизация и структурирование мер поддержки требует предварительной аналитической работы. Предметом этой работы должен стать анализ структурных изменений в издержках сельхозпроизводителей и рисков снижения доходности аграрного производства.
  • Необходимость в такой аналитике обусловлена в том числе тем обстоятельством, что, как это было и в период пандемии, намечается тренд в пользу обеспечения контроля над ценами на социально-значимые продукты питания. При этом, если цена реализации таких товаров окажется ниже себестоимости, эти товары будут быстро вымываться из торговой сети, что породит новые волны ажиотажного спроса и шоковых закупок – до полного исчезновения товаров с полок магазинов.
  • В ритейле предполагается процесс упрощения форматов сетевой торговли и сдвиг в сторону фермерских ярмарок. При этом представители сетевой торговли начинают формировать запрос на снижение критически значимых статей расходов – в частности, стоимости аренды торговых площадей в супермаркетах. Таким образом, ритейл также нуждается в аналитике структурных сдвигов в себестоимости и оценке предполагаемой доходности.
  • Логистическая тема обещает быть важнейшей при формировании новых экспортно-импортных коридоров. Пропускная способность таких коридоров и необходимые меры государственной поддержки при их формировании также должны стать предметом аналитики ближайших месяцев.

В целом, контуры грядущего просматриваются пока туманно. Тем не менее, опыт, полученный в период преодоления последствий пандемии COVID-19, может быть актуализирован и востребован.

По мнению авторов, в условиях быстрого изменения факторов риска для всех компонент продовольственной безопасности в России и черноморском регионе необходимо периодически возвращаться к тематике, затронутой в докладе, актуализировать и расширять аналитику, в том числе с подключением представителей аграрного бизнеса.

C докладом можно ознакомиться по ссылке.

Евразийский центр по продовольственной безопасности

Москва, 119991, Ленинские горы, дом 1, строение 12, комната 599 ж-и
МГУ имени М. В. Ломоносова, Аграрный центр.

+7 (925) 501-35-24
+7 (495) 290-90-99
office@ecfs.msu.ru

МГУ им М. В. Ломоносова