Рассмотрев 25 апреля проект рекомендаций парламентских слушаний "Землеустроительное обеспечение вовлечения в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения", Комитет СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию решил: утвердить рекомендации парламентских слушаний и направить их в Правительство РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство науки и высшего образования РФ, Федеральную службу по ветеринарному и фитасанитарному надзору, Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, Комитет Госдумы по аграрным вопросам, Комитет Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, Межпарламентскую Ассамблею государств - участников СНГ, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Государственный университет по землеустройству, Российский союз сельской молодежи, членам секций "Землепользование" и "Нормативно-правовое регулирование в сфере агропромышленного комплекса" Экспертного совета при Комитете СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.
В ходе Парламентских слушаний, состоявшихся 14 апреля 2022 г., рассмотрев с участием депутатов Госдумы, сенаторов Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, экспертного сообщества, Российского союза сельской молодежи тему "Землеустроительное обеспечение вовлечения в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения", участники парламентских слушаний отмечают следующее.
Земля - основа социально-экономического развития, основной природный ресурс сельскохозяйственного и иных сфер производства. Состояние земель, последовательная правильная организация их рационального использования, формирование достоверной информации о землях составляет одну из основных задач государства. Между тем, основные инструменты обеспечения рационального использования земель нуждаются в совершенствовании. Очевидна необходимость проведения на государственном уровне инвентаризации земель, включающей оценку качества земель и почв, актуализацию природно-сельскохозяйственного районирования, мониторинга состояния земель, всего комплекса землеустроительных работ. Результатом должно стать сельскохозяйственное зонирование и планирование использования сельскохозяйственных земель исходя из степени их пригодности для вовлечения в оборот, дальнейшего рационального хозяйственного использования и развития сельских территорий.
Государственной программой эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 года № 731, на долгосрочную перспективу в качестве одного из основных приоритетов государственной поддержки определено развитие землеустройства, в том числе создание информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения.
В настоящее время назрела необходимость существенного обновления Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ "О землеустройстве".
Его положения уже не отвечают насущным потребностям формирования и реализации единой государственной земельной политики, не вписываются в систему и перечень задач государственного управления земельным фондом.
Состояние законодательного регулирования землеустройства до сих пор не позволяет в полной мере реализовать его наиболее важную функцию - обеспечение использования земель с учетом их природных качеств, прежде всего - плодородия. Институты и механизмы, способные заменить землеустройство в системе законодательства и управления землями и территориями, отсутствуют.
В целях модернизации регулирования отношений в сфере землеустройства в Правительстве Российской Федерации разрабатывается соответствующий проект федерального закона.
Поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 22 октября 2022 года № ВА-П11-15058 доработка проекта федерального закона "О землеустройстве" поручена Минсельхозу России.
Участники парламентских слушаний отмечают, что необходимо ускорить внесение указанного законопроекта в Государственную Думу, при этом при его доработке следует обеспечить учет потребностей социально-экономического развития территорий, сочетание публичных и частных интересов; включение в деятельность по землеустройству всех необходимых мероприятий по отслеживанию и учету качества, сохранению и восстановлению земель в целях их рационального использования, а также механизмы компенсации потерь при сокращении площади плодородных и ценных земель.
Недостаточное внимание к последовательной организации использования земель приводит к крайне негативным последствиям. По информации Минсельхаза России на сегодняшний день неиспользованными остаются порядка 44 млн га земель сельскохозяйственного назначения. При этом инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения не проводилась более 20 лет, с 1997 года не осуществляется качественная оценка продуктивных земель, были фактически свернуты почвенные и геоботанические обследования и изыскания, проводимые за счет федерального бюджета, а при постоянном повышении интенсивности использования земель, требуются все возрастающие вложения в сохранение плодородия почвы.
Перестала проводиться комплексная внутрихозяйственная оценка земель по плодородию, местоположению и технологическим свойствам земельных участков. Отсутствует комплексная оценка состава земель сельскохозяйственного назначения не только по формам собственности, но и по угодьям, степени проявления процессов деградации (водной эрозии, дефляции, засолению и другим), культуртехническому состоянию.
Статьей 67 Земельного кодекса Российской Федерации выявление неиспользуемых земельных участков, в том числе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, отнесено к вопросам государственного мониторинга земель. Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 475-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" уже предусмотрены комплексные изменения в целях установления правовых основ ведения государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения и государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.
Сейчас в правоприменительной практике возникают различные проблемы реализации положений Федерального закона от 3 июля 2016 года № 354-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации".
С целью повышения эффективности реализации законодательства в данной сфере Минсельхозом России разработан и в установленном порядке внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" в части существенного повышения ответственности за неиспользование и ненадлежащее использование земель сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, отмечаются факты нерационального, уничтожающего плодородный слой земли использования сельскохозяйственных земель, включая использование незарегистрированных в Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов, не проведения мероприятий по рекультивации и иных мероприятий по охране и восстановлению земель.
В этих сферах также необходимы новые законодательные решения.
В приоритетном порядке следует реализовать меры, направленные на совершенствование системы кадрового обеспечения управления земельными ресурсами, принимать меры по повышению квалификации специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих мероприятия по муниципальному земельному контролю.