В соответствии с п. 3.3 Плана мероприятий Совета Федерации на осеннюю сессию 2022 г. проведены парламентские слушания «Об эффективности и доступности мер государственной поддержки для сельскохозяиственных товаропроизводителей». Мероприятие состоялось 18 ноября в здании Совета Федерации, в очно-заочном формате с использованием видеоконференцсвязи (ВКС).
Рассмотрев с участием сенаторов, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и экспертного сообщества вопрос «Об эффективности и доступности мер государственной поддержки для сельскохозяйственных товаропроизводителей», участники парламентских слушаний отметили следующее.
Государственная поддержка развития сельского хозяйства осуществляется по основным направлениям, предусмотренным ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
Отдельные направления государственной поддержки агропромышленного комплекса реализуются в федеральных законах от 25 июля 2011 г. №260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"», от 3 августа 1995 г. №123-ФЗ «О племенном животноводстве», от 30 декабря 2021 г. №454-ФЗ "О семеноводстве" (вступает в силу с 1 сентября 2023 г.) и от 16 июля 1998 г. №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», а также в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. №717 (далее — Госпрограмма), Государственной программе Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 июля 2014 г. №314, государственной программе Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2019 г. №696, Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2021 г. №731, Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 8 сентября 2022 г. №2567-р.
Наиболее значимыми по стоимости формами бюджетной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей является кредитование по льготной ставке. Следующими по значимости выступают субсидии на приобретение различных видов материально-технических ресурсов и оплату услуг, льготный лизинг, дотации на отдельные виды сельскохозяйственной продукции, поддержка стартапов в агросфере и другие.
К основным немонетарным формам поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей следует отнести: применение льготных тарифов на услуги естественных монополий (на электроэнергию, перевозки, водопользование и т.д.), проведение государственных интервенционных операций и осуществление закупок для государственных нужд, оказание консультационной поддержки напрямую и через центры компетенций, оказание организационной помощи при приобретении посевного, посадочного, племенного материалов, других материальных ресурсов и в сбыте произведенной продукции, в том числе на внешних рынках, поддержка всех типов сельской кооперации, проведение антимонопольной политики и содействие развитию конкуренции, поддержка развития конкурентной снабженческой и сбытовой рыночной инфраструктуры и другие.
Также к мерам поддержки в агрокомплексе можно отнести сокращение издержек хозяйствующих субъектов, связанных с осуществлением различных административных и разрешительных процедур.
В 2020-2022 годах был принят ряд оперативных мер поддержки. В частности, в целях обеспечения внутреннего рынка минеральными удобрениями и стабилизации цен на них были установлены экспортные квоты и определен план поставок внутренним потребителям. Также был упрощен ввоз в Российскую Федерацию средств защиты растений через любые пункты пропуска, увеличено субсидирование железнодорожных перевозок сельскохозяйственной продукции и удобрений, оказывалась поддержка хлебопекарной отрасли и системообразующим организациям и предприятиям агрокомплекса.
Кроме того, непосредственно в текущем году в интервенционный фонд планируется закупить до 3 млн тонн зерна, которые будут доступны для производителей муки и хлеба. Начиная с 2020 года был изменен механизм государственной поддержки АПК, введены компенсирующая и стимулирующая субсидии.
Новые виды субсидий направлены на поддержку сельхозпроизводства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства и сельскохозяйственного страхования, а также на стимулирование развития приоритетных подотраслей АПК и малых форм хозяйствования на селе.
Вместе с тем анализ объемов финансирования, предусмотренных на меры государственной поддержки, свидетельствует о сокращении доли стимулирующей субсидии в 2020–2022 годы в совокупном объеме указанных субсидий, что в меньшей степени направлено на стимулирование прироста производства продукции приоритетных подотраслей сельского хозяйства.
Отдельное внимание уделяется поддержке развития малых форм хозяйствования на селе. Расширены меры государственной поддержки сельскохозяйственных кооперативов.
Безусловно, существующие меры государственной поддержки оказали значительное влияние на темпы развития отечественного агропромышленного комплекса, благодаря чему достигнуты позитивные результаты в производстве сельскохозяйственной продукции и ее экспорте на внешние рынки. В результате поступательного развития сельского хозяйства в последние годы ощутимо выросла его экономическая эффективность и продуктивность, были достигнуты и перевыполнены многие показатели самообеспеченности, зафиксированные в Доктрине продовольственной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 21 января 2020 г. (далее – Доктрина).
По оценке Минсельхоза России, в 2021 году уровень самообеспеченности Российской Федерации составил: по зерну – 150,7% (в 1,6 раза выше порогового значения Доктрины), по сахару – 100,0%, по маслу растительному – 176,6%; по мясу и мясопродуктам – 100,2%; по картофелю – 90,4% (на 4,6 п.п. ниже порогового значения (не менее 95%); по молоку и молокопродуктам – 84,0% (на 6,0 п.п. ниже порогового значения Доктрины); по овощам и бахчевым культурам – 86,9% (на 3,1 п.п. ниже порогового значения Доктрины (не менее 90%); по фруктам и ягодам – 43,6% (на 16,4 п.п. ниже порогового значения Доктрины); по рыбе и рыбопродуктам – 153,2% (в 1,8 раза выше порогового значения Доктрины (не менее 85%); по соли пищевой – 69,4% (на 15,6 п.п. ниже порогового значения Доктрины (не менее 85%) .
Российские аграрии стали конкурентоспособными по ряду продуктов на мировом рынке, и страна из нетто-импортера сельскохозяйственной продукции и продовольствия превратилась в одного из крупнейших их экспортеров, заняв заметное место в мировом разделении труда. Экспорт продукции АПК в 2021 году в стоимостном выражении составил более 37 млрд долларов, что на 21% больше показателя 2020 года.
Средства федерального бюджета, предусмотренные бюджетной росписью на реализацию Госпрограммы на 2021 год, составили около 325,8 млрд руб., в 2020 году 271,2, в 2019 году 318,2 млрд руб., в 2018 году 254,1 млрд руб., в 2017 году – 248,3 млрд руб., в 2016 - 223,2 млрд руб., в 2015 году – 234 млрд руб., в 2014 году – 188,7 млрд руб.
В 2022 году на поддержку АПК были выделены с учетом дополнительных назначений бюджетные средства в сумме 355,5 млрд руб. (в 2021 году были по факту направлены 366,4 млрд руб.). В счет дополнительных назначений 30 млрд руб. выделены на льготное кредитование АПК для проведения посевной кампании, 26 млрд руб. - на поддержку льготного кредитования системообразующих организаций агропромышленного комплекса, 12 млрд руб. - на докапитализацию АО "Росагролизинг", 2,5 млрд руб. - на субсидии предприятиям хлебопекарной промышленности, 2 млрд руб. составили субсидии на транспортную логистику, 5 млрд руб. пошли на поддержку создания селекционных центров.
В соответствии с проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» проектируемые расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий Госпрограммы составят в 2023 году – 344,750 млрд руб., в 2024 году – 331, 149 млрд руб., в 2025 году – 239,158 млрд руб.
Помимо решения стратегической задачи совершенствования и повышения эффективности системы мер государственной поддержки, ряд последних решений призваны снизить финансовую нагрузку на товаропроизводителей агропромышленного комплекса на период постсанкционной перестройки рынка. Так, было отсрочено введение обязательной маркировки молочной продукции для фермеров, введен упрощенный режим лицензирования для производителей агрохимикатов.
Вместе с тем, при общей отраслевой эффективности применяемых сегодня мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства они в большинстве своем недостаточно доступны и оказывают неодинаковое воздействие на производство в сельскохозяйственных предприятиях различных типов и размеров. Это связано, главным образом, с неравномерным распределением средств поддержки между группами сельскохозяйственных товаропроизводителей. Применение единых механизмов поддержки ставит в неравное положение большинство предприятий и крупный агробизнес, обладающий несравнимо более высоким конкурентным потенциалом не только на рынках сельскохозяйственной продукции и ресурсов для их производства, но и в доступе к средствам поддержки.
На деятельность агропроизводителей оказывают большое влияние природно-климатические и социально-экономические факторы, а так же чрезвычайные ситуации. Используя только внутренние ресурсы, хозяйствующие субъекты не в состоянии их контролировать и преодолевать. Поэтому многосторонняя система государственной поддержки и помощи является основой устойчивого развития АПК на любом уровне – локальном, региональном, национальном и международном.