Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам 16 ноября провел парламентские слушания на тему «Правовое обеспечение продовольственной независимости России».
В мероприятии участвовали депутаты Госдумы, сенаторы, представители федеральных органов исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ, представители научных организаций, экспертного и бизнес-сообщества. Проведя заинтересованные обсуждения вопросов продовольственной независимости Российской Федерации, участники парламентских слушаний отметили, что продовольственная независимость Российской Федерации является одним из главных элементов обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития страны в долгосрочном периоде, фактором сохранения ее государственности и суверенитета.
В последние годы агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы демонстрируют уверенный рост, в том числе за счет поддержки государства, являются одними из основных движущих направлений отечественной экономики и оказывают непосредственное влияние на состояние продовольственной безопасности, а также устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, обеспечение которого в долгосрочной перспективе является первостепенной задачей.
В текущем году урожай зерновых и зернобобовых культур уже превысил 153 млн тонн, что на 24,5% больше показателя 2021 года. Пшеницы уже намолочено более 105 млн тонн (на 36,6% выше показатели 2021 г.).
При этом показатели Доктрины продовольственной безопасности РФ достигнуты:
– по зерну – 149,9%, что в 1,6 раза выше порогового значения Доктрины продовольственной безопасности (не менее 95 процентов);
– по мясу и мясопродуктам – 100,3%, что на 15,3 п.п. выше порогового значения Доктрины (не менее 85%);
– по сахару – 100%, что на 10 п.п. выше порогового значения (не менее 90%);
– по маслу растительному – 176,6%, что почти в 2 раза выше порогового значения (не менее 90%);
– по рыбе и рыбопродуктам – 153,2%, что в 1,8 раза выше порогового значения Доктрины продовольственной безопасности (не менее 85%);
Вместе с тем, не были достигнуты показатели Доктрины продовольственной безопасности:
– по овощам и бахчевым культурам (86,9%, что на 3,1% ниже порогового значения);
– по фруктам и ягодам (43,6%, что на 16,4% ниже порогового значения);
– по картофелю (88,4%, что на 6,6% ниже порогового значения);
– по молоку и молокопродуктам (84,2%, что на 5,8% ниже порогового значения).
Серьезную озабоченность вызывает обеспеченность теми видами сельскохозяйственной продукции, критерии по которым не установлены Доктриной продовольственной безопасности. Так, к примеру, в достижение показателей Доктрины по мясу и мясопродуктам основной вклад был внесен существенным увеличением объемов производства мяса свинины и птицы, при сохраняющемся на низком уровне производстве мяса КРС.
Для прорывного развития АПК, в том числе на направлениях производства указанных видов сельскохозяйственной продукции, необходимо обеспечить реализацию комплекса мер, направленных на эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения, охрану и воспроизводство плодородия почв, развитие мелиоративного комплекса РФ, развитие энерговооруженности АПК, техническая и технологическая модернизация предприятий пищевой промышленности, развитие селекции и семеноводства важнейших сельскохозяйственных культур, развитие инфраструктуры хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции, повышение рентабельности сельскохозяйственного производства.
Так, при площади пашни в 116,2 млн га, посевная площадь остается на уровне 80 млн га. Более 36 млн га пашни не используется в сельскохозяйственном производстве и деградируют. При этом уже 9,6 млн га пашни заболочены, 16,1 млн га переувлажнены, 16,3 млн га засолены, 22,9 млн га – солонцеватые, а 51,5 млн га – кислые почвы. Опустыниванием охвачено более 50 млн га в 27 регионах РФ.
Состояние мелиоративного комплекса Российской Федерации характеризуется существенным сокращением в 90-е годы площади мелиорируемых земель (с 13,6 млн га в 1990 г. до 9 млн га к 2000 г.) и слабыми темпами их восстановления (до 9,5 млн га к 2021 г.). При этом уже более 70% оросительных и осушительных систем нуждаются в реконструкции (72 водохранилища, 240 гидроузлов, 1,2 тыс. км дамб и валов).
В части химической мелиорации обращает на себя внимание существенное снижение площади известкования (с 4,7 млн га в 1990 г. до 0,4 млн га к 2000 г. и 0,3 млн га к 2021 г.) и гипсования (со 159 тыс. га в 1990 г. до 9,2 тыс. га к 2000 г. и 5 тыс. га к 2021 г.).
Также прослеживается снижение объемов внесения минеральных удобрений (с 9,9 млн т д.в. в 1990 г. до 1,4 млн т д.в. к 2000 г.), а темпы последующего увеличения их внесения видятся недостаточными (3,3 млн т д.в. в 2021 г.). При этом одна тонна урожая зерна выносит из почвы 37 кг азота, 13 кг фосфора, 23 кг калия, в связи с чем научно обоснованной нормой внесения в почву NPK является 100 кг на 1 га. Интенсивная же технология предполагает внесение уже 150 кг д.в. на 1 га посевов. Объемы внесения органических удобрений также не соответствуют научно обоснованным нормам.
Энерговооруженность сельскохозяйственных организаций в России характеризуется повышенными нагрузками на сельскохозяйственную технику (на 1000 га приходится 3 трактора и 2 зерноуборочного комбайна). Этим в свою очередь определяются невозможность оперативного проведения полевых работ и высокие биологические потери урожая. При этом очень высок уровень зависимости отечественных производителей сельскохозяйственной техники от импорта важнейших узлов и агрегатов. Отдельные виды сельскохозяйственных машин и оборудования на территории России не производятся вовсе.
Должно также осуществляться импортозамещение программных решений в области цифровизации бизнес-процессов, в том числе с использованием существующего отечественного опыта.
Также высок уровень зависимости сельскохозяйственных товаропроизводителей от импорта посадочного материала. И если в объеме высеянных в 2021 г. семян пшеницы доля отечественных семян составила 77% (яровые) – 92% (озимые), а ячменя – 70%, то в производстве сои было использовано всего 46% отечественных семян, кукурузы – 42,8%, овощей – 36,2%, рапса – 30,4%, подсолнечника – 21,8%, картофеля – 8,7%, сахарной свеклы – 2,9%.
Вопрос особой важности – обеспечение рентабельности сельскохозяйственного производства, которая в настоящее время определяется уровнем диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленную продукцию для АПК, а также объемами государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Поэтому при сложившемся снижении цен на сельскохозяйственную продукцию и росте цен на ГСМ, минеральные удобрения, сельскохозяйственную технику и другие средства производства, нормативная доходность сельскохозяйственного производства (за исключением отдельных высокорентабельных видов сельскохозяйственной продукции) обеспечивается за счет субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Более того, снижающаяся рентабельность сельскохозяйственного производства несет в себе риски сокращения объемов производства продукции, что уже находит подтверждение в наблюдаемом сегодня уменьшении площади сева озимых культур, который отстает от прошлогоднего почти на 1 млн. га.
Ситуация усугубляется непрозрачным механизмом распределения поступающей в федеральный бюджет таможенной пошлины на экспорт отдельных сельскохозяйственных культур. Так, согласно проекту федерального бюджета на 2023-2025 годы объемы поступления таких доходов прогнозируются на уровне 179,6 млрд рублей в 2023 г., 128,6 млрд рублей в 2024 г. и 102,5 млрд рублей в 2025 году. При этом распределено на цели развития АПК всего 86,2 млрд рублей, 44,2 млрд рублей и 31,6 млрд рублей в 2023-2025 гг. соответственно.
При этом данный механизм, будучи введенным в целях ограничения цен на продовольственные товары, в конечном итоге усугубил дисбаланс в системе ценообразования на продовольствие, когда прибыль сельхозтоваропроизводителя ограничена, а наценки сферы обращения и торговли остаются свободными. В результате цены на сельскохозяйственное сырье снижаются, а потребительские цены на произведенное из этого сырья продовольствие продолжают расти, увеличивая прибыль в переработке, оптовой и розничной торговле.
Важное значение для развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов имеет создание качественной образовательной среды для подготовки высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства, пищевой промышленности, рыболовства и аквакультуры. Вместе с тем, выпуск квалифицированных рабочих и служащих для сельского хозяйства со 152 тыс. в 1994 г. снизился до 47,1 тыс. в 2010 г. и 15,8 тыс. в 2021 г., из которых в дальнейшем по специальности работает не более 35%. Сокращается и количество аспирантов, защитивших кандидатскую диссертацию, а также количество исследователей сельскохозяйственных наук.
Развитие АПК неразрывно связано с социально-экономическим развитием сельских территорий – ключевого ресурса Российской Федерации, в том числе на направления создания комфортной среды для проживания граждан, развития эффективной транспортной инфраструктуры и транспортной связанности страны, в целом основы построения равновесного каркаса расселения, опирающегося на сельские поселения, поселки городского типа, малые города. Но текущее состояние сельских территорий, социальной и инженерной инфраструктуры, находится на недопустимо низком уровне, определяющим интенсивный отток сельских жителей, и в первую очередь экономически активного населения, в города.
В части вопросов добычи водных биологических ресурсов и производства рыбной продукции участники парламентских слушаний отмечают, что в 2021 г. российскими пользователями во всех районах Мирового океана было добыто 5053,4 тыс. т водных биоресурсов, объем производства товарной аквакультуры составил 356,6 тыс. т, а объем производства рыбной продукции составил 4 360,3 тыс. тонн. Вместе с тем, текущие объемы добычи водных биологических ресурсов существенно ниже показателей 1990 г., когда добывалось 7,9 млн т водных биоресурсов. При этом в общем объеме переработанной рыбы подавляющую долю занимает продукция первого передела (рыба мороженная) с низкой добавленной стоимостью.
Исходя из этого, требуется системное обновление и техническое переоснащение добывающих мощностей, строительство новых, а также модернизация существующих рыбоперерабатывающих мощностей, создание новых технологических процессов и оборудования для эффективной добычи и переработки водных биоресурсов, совершенствование методов хранения и транспортировки рыбной продукции.
Эффективно решить указанные задачи с учетом глобальных экономических тенденций, связанных с последствиями распространения в 2020-2021 гг. новой коронавирусной инфекции и усилившимся в 2022 г. внешним геополитическим и санкционным давлением на развитие российской экономики, удастся лишь посредством внедрения новой модели развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, учитывающей прогнозируемое сокращение импорта технологий, гарантирующей обеспечение населения России доступным и качественным продовольствием, вносящей существенный вклад в динамичный и устойчивый рост российской экономики, а также укрепляющей роль России в борьбе с глобальным продовольственным кризисом.
В этой связи, во исполнение поручения Президента России Правительством РФ 8 сентября 2022 г. распоряжением № 2567-р была утверждена новая редакция Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов на период до 2030 года (далее – Стратегия). Ключевой ее целью является обеспечение устойчивого роста производства продукции АПК темпами не ниже 3% в год (целевой вариант).
Новая редакция Стратегии должна найти продолжение в уточненных редакциях отраслевых документов стратегического планирования – Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, Госпрограммы РФ «Комплексное развитие сельских территорий», Госпрограммы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской федерации, а также Госпрограммы «Развитие рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации». Также должны быть уточнены параметры смежных документов стратегического планирования, и в первую очередь тех государственных программ, мероприятия которых реализуются на сельских территориях (социально-экономические госпрограммы), либо направлены на развитие производства промышленной продукции для АПК.
В связи с этим участники парламентских слушаний обращают внимание на то, что в Стратегии прямо указывается на возможность достижения целей и целевых показателей в соответствии с целевым вариантом лишь в случае обеспечения финансирования программ развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов на уровне не менее 900 млрд. рублей ежегодно. Вместе с тем, внесенный в Госдуму Правительством РФ проект ФЗ №201614-8 «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» на цели реализации государственных программ в области развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов предусматривает финансирование всего на уровне 440 млрд рублей в 2023 г., 426,7 млрд рублей в 2024 г. и 323,1 млрд рублей в 2025 году.
Заслушав и обсудив доклады и выступления, рассмотрев материалы, поступившие в Комитет в рамках подготовки к парламентским слушаниям, участники заседания считают необходимым рекомендовать Правительству РФ и профильным федеральным органам исполнительной власти:
- В рамках работы над проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» поддержать доведение совокупного объема финансирования государственных программ в области развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов до уровня 900 млрд. рублей ежегодно;
- Разработать и утвердить государственную программу «Развитие молочного и мясного скотоводства в Российской Федерации»;
- Принять меры к снижению диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленную продукцию для АПК;
- Принять меры к скорейшему завершению осенних полевых работ;
- Рассмотреть вопрос создания комплексной системы мониторинга цен, охватывающей всех участников продовольственной цепочки, с открытым доступом к содержащейся в ней информации;
- Увеличить объемы закупки зерна в интервенционный фонд до 10 млн тонн;
- Поддержать принятие проекта ФЗ №77579-8 «О внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (об установлении предельного размера торговой надбавки (наценки) к отпускным ценам на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости);
- Обеспечить эффективное и прозрачное распределение дополнительных доходов федерального бюджета от вывозных таможенных пошлин на зерно на цели развития сельского хозяйства, и в первую очередь компенсацию производителям зерна;
- Принять меры, направленные на ускорение достижения установленных Доктриной показателей продовольственной независимости РФ;
- Уделить особое внимание обеспечению эффективной реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы;
- Разработать и включить в состав Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства новые подпрограммы по развитию отечественной селекции зерновых, овощных культур, кукурузы, производству ветеринарных препаратов, улучшению генетического потенциала КРС молочных пород, разработки новой сельскохозяйственной техники и оборудования;
- Обеспечить повышение эффективности мер, направленных на снижение зависимости российских сельскохозяйственных товаропроизводителей от импорта промышленной и сельскохозяйственной продукции (семян, скота, и т.д.) на основе развития селекционно-генетических и селекционно-семеноводческих центров;
- Усилить работу по повышению товарности сельскохозяйственной продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах;
- Рассмотреть возможность реализации программы адресной продовольственной помощи социально незащищенным слоям населения;
- Увеличить объемы финансирования программы субсидирования российских лизинговых организаций в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 июня 2020 г. №811 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга специализированной техники и (или) оборудования»;
- Рассмотреть возможность предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим промышленную переработку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, по льготной ставке и без проведения торгов неэффективно используемых земельных участков сельскохозяйственного назначения, включенных в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предусмотренные частью 4 ст. 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в том числе земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
- Рассмотреть вопрос установления сокращенных сроков оплаты товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, поставщику социально значимых продовольственных товаров первой необходимости;
- Рассмотреть возможность разработки дополнительных мер, направленных на расширение доступа на рынки сбыта сельскохозяйственной продукции для малых форм хозяйствования;
- Рассмотреть возможность увеличения компенсации до 70% понесенных затрат на строительство объектов инфраструктуры хранения сельскохозяйственной продукции;
- Усилить меры поддержки российских производителей оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности (в том числе фасовочного) в целях его импортозамещения;
- Проработать вопросы увеличения объемов финансирования программы субсидирования российских производителей сельскохозяйственной техники в рамках постановления Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. №1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» с учетом увеличения до 40% размера скидки на продукцию и расширения номенклатуры техники, подлежащей субсидированию;
- Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» в части отмены утилизационного сбора для сельскохозяйственной техники, ввозимой в Российскую Федерацию, а также производимой на территории России;
- Рассмотреть возможность освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц доходов молодых специалистов, работающих на предприятиях АПК;
- Обеспечить снижение цен (тарифов) на электрическую энергию для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- Рассмотреть возможность разработки дополнительных мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность на территориях субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;
- Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», федеральному государственному унитарному предприятию «Крымская железная дорога» на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку сельскохозяйственной продукции, а также продукции для организации сельскохозяйственного производства, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2019 г. №406, в части расширения номенклатуры товаров, доставляемых на территорию ДФО по льготным тарифам на перевозку железнодорожным транспортом, включив в нее продукты, производство которых в Дальневосточном федеральном округе не осуществляется или осуществляется в недостаточных для бесперебойного снабжения населения объемах (мука, крупы, масло растительное, яблоки и другие);
- Проработать вопрос о возможности принятия дополнительных мер государственной поддержки, направленных на расширение программы льготного кредитования предприятий АПК, в том числе:
– на выделение в 2022 г. и последующих годах лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам) в АПК в объемах не ниже потребности, заявленной предприятиями АПК;
– на увеличение предельного размера льготного краткосрочного кредита на одного заемщика до 1,5 млрд рублей;
– на увеличение объемов льготных инвестиционных кредитов.
Проект рекомендаций будет обсуждаться и дорабатываться в течение двух недель, а затем окончательный вариант рассмотрят на очередном заседании Комитета ГД по аграрным вопросам и отправят заинтересованным сторонам.