Аграрный центр МГУ
  • О центре
    • Официальная информация
    • Структура центра
    • Сотрудники
    • Фокусный регион
  • Ресурсы
    • Публикации
    • Аналитика
    • Природно-ресурсные ведомости: продовольственная и экологическая безопасность
    • Информационная система по продовольственной безопасности
    • Журнал «Использование и охрана природных ресурсов в России»
    • Нормативные документы
  • Новости
  • Направления работы
    • Информационное обеспечение продовольственной безопасности
    • Природные ресурсы и сельское хозяйство
    • Экономические основы ПБ РФ
    • Здоровое питание и качество продовольствия
  • Контакты
Поиск по сайту
  • EnglishEnglish
  • RussianRussian
  • Главная
  • Ресурсы
  • Аналитика
  • Правовые вопросы осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с законом №475-ФЗ 2021 года
Последние новости
  • Михаил Мишустин поздравил российских экологов с профессиональным праздником
    Михаил Мишустин поздравил российских экологов с профессиональным праздником
  • Дмитрий Патрушев поздравил экологов с профессиональным праздником
    Дмитрий Патрушев поздравил экологов с профессиональным праздником
  • Туркменистан, Узбекистан и Казахстан усилят охрану природы на плато Устюрт
    Туркменистан, Узбекистан и Казахстан усилят охрану природы на плато Устюрт
  • 11 ноября 2022
  • Аналитика
  • Заместитель директора Аграрного центра МГУ, профессор Д.М. ХОМЯКОВ

Правовые вопросы осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с законом №475-ФЗ 2021 года

Комитет Госдумы по аграрным вопросам 9 ноября 2022 г. провел «круглый стол» на тему: «Правовые вопросы осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с законом №475-ФЗ 2021 года».  Модератор круглого стола – председатель Подкомитета по научно-технической политике, цифровизации, эпидемиологическому благополучию, органическому и экологическому сельскому хозяйству С.Ф. Лисовский.

Рекомендации совещания будут дорабатываться, и затем, после рассмотрения,  утверждаться Комитетом Госдумы по аграрным вопросам. Их проект приведен ниже.

Проведя с участием депутатов Госдумы, представителей федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, научно-экспертного сообщества аграрной отрасли, отраслевых союзов и ассоциаций АПК участники круглого стола, обсудив правовые вопросы осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения» в соответствии с законом 475-ФЗ 2021 года, отмечают следующее.

Федеральный закон от 30.12.2021 № 475-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" № 475-ФЗ разработан во исполнение указания Президента России от 14 мая 2020 г. № Пр-817 в целях установления правовых основ осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.

Закон устраняет недостатки действующего законодательства в части своевременного выявления изменения состояния земель сельскохозяйственного назначения, оценки этих изменений, информационного обеспечения государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения, а также обеспечения правообладателей земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, органов государственной власти и органов местного самоуправления информацией о состоянии земель.

Информация, полученная при осуществлении государственного мониторинга земель в отношении земель сельскохозяйственного назначения, подлежит внесению в государственный реестр земель сельскохозяйственного назначения (далее – Реестр), ведение которого осуществляется Минсельхозом России посредством Системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, созданной и функционирующей в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. №264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".

Порядок ведения государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения, состава информации, содержащейся в государственном реестре земель сельскохозяйственного назначения, а также порядка ее предоставления (в том числе внесения изменений в сведения Реестра) устанавливается Правительством РФ.

Реестр выступает необходимым источником информации для проведения мероприятий по земельному надзору, а также государственным  информационным ресурсом, содержащим подтвержденные в ходе проведения государственного земельного надзора сведения о фактическом использовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.

Государственный мониторинг земель в отношении земель сельскохозяйственного назначения является подсистемой единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), где осуществляются поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации о состоянии земель сельскохозяйственного назначения.

В Федеральный закон от 16 июля 1998 г. №101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" внесены следующие изменения Федеральным законом №475-ФЗ:

1) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения относятся разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, содержащих мероприятия в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, контроль за выполнением таких программ,, а также осуществление государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и ведение государственного реестра земель сельхозназначения;

2) к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения относятся разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, контроль за их соблюдением, а также сбор, обобщение и предоставление сведений в государственный реестр земель сельскохозяйственного назначения;

3) собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право (ст. 7: новым абзацем четвертым): представлять в ФГБУ, указанное в ст. 15 настоящего Федерального закона, сведения об использовании и о состоянии земель сельхозназначения, в том числе о результатах почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения, проведенных в соответствии с абзацем третьим настоящей статьи и получать в установленном порядке из государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения сведения о земельных участках сельскохозяйственного назначения, собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами которых они являются;

4) обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется по следующим основным направлениям, включая осуществление государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, в том числе госучета показателей состояния плодородия земель сельхозназначения;

5) государственный учет показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения проводится в целях формирования полной и достоверной информации о состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назначения и динамике его изменения, включения в государственный реестр земель сельскохозяйственного назначения сведений о состоянии земель сельхозназначения;

6) государственный реестр земель сельскохозяйственного назначения представляет собой государственный информационный ресурс, содержащий свод достоверных систематизированных сведений о состоянии земель сельскохозяйственного назначения, об их использовании и иных сведений о землях сельскохозяйственного назначения; источниками сведений государственного реестра являются сведения, полученные в ходе государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, включая сведения, полученные при государственном учете показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также иные сведения о землях сельскохозяйственного назначения, полученные в том числе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия;

7) государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии и об использовании земель сельскохозяйственного назначения и осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере АПК, с участием органов государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса. Основные направления агрохимического обслуживания включают осуществление государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, в том числе государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Государственный реестр ведется с использованием системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. №264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и федеральным государственным бюджетным учреждением на основании решения указанного федерального органа исполнительной власти.

Картографической основой государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения является единая электронная картографическая основа, создаваемая и обновляемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии, на которой воспроизводятся границы сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения. В государственный реестр в качестве дополнительных сведений включаются предоставляемые в порядке межведомственного информационного взаимодействия сведения о собственниках земельных участков, землепользователях, землевладельцах и об арендаторах земельных участков, обладателях сервитутов, публичных сервитутов, о земельных участках и расположенных на них зданиях, сооружениях, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости. Сведения из государственного реестра предоставляются собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков по их запросам в виде паспорта земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения бесплатно.

Порядок ведения государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения, включая порядок представления сведений для внесения в государственный реестр земель сельскохозяйственного назначения, порядок их внесения, состав вносимых в государственный реестр земель сельскохозяйственного назначения сведений, порядок предоставления сведений из указанного реестра, порядок направления запросов о предоставлении таких сведений, в том числе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия при ведении государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения, а также состав и объем сведений, подлежащих внесению в указанный реестр в порядке такого взаимодействия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Форма паспорта земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения, форматы предоставления сведений из государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения и форма направления запроса о предоставлении сведений из указанного реестра устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере АПК Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2022 г. №848а к полномочиям Минсельхоза отнесены п.п. 5.2.211 (утверждение форма паспорта земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения, форматы предоставления сведений из государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения и форма направления запроса о предоставлении сведений из указанного реестра) и 5.6.13 (ведение государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения).

План сотрудничества в предоставлении услуг наблюдения из космоса для повышения эффективности государственного управления агропромышленным и лесным комплексами базироваться на предоставлении космических услуг на взаимовыгодной основе, и совместной подготовке кадров. Так, Новгородская область проводила инвентаризацию с помощью Роскосмоса всех объектов недропользования и лесного хозяйства с введением цифрового порубочного билета, на мониторинг земель сельскохозяйственного назначения с целью исключить махинации с субсидиями на их возделывание, и экологический мониторинг свалок и полигонов. Есть практика создания базовых кафедр по подготовке кадров для ракетно-космической отрасли в региональных учреждениях высшего профессионального образования.

Преимущества спутникового наблюдения: 1) информация о земной поверхности доступна клиентам в режиме реального времени; 2) мониторинг осуществляется вне зависимости от облачности или времени суток; 3) высокое пространственное разрешение получаемых изображений, позволяющее в деталях рассмотреть основные объекты; 4) одновременно можно наблюдать за огромными по площади территориями; 5) высокая периодичность получения информации при наблюдении за засухами, паводками, последствиями техногенных аварий, землетрясений, оползней, природными пожарами, эрозией почвы; 6) часть результатов зондирования находится в открытом доступе, на геопорталах и геосервисах, что имеет значение для оперативного решения текущих задач, в том числе региональных и локальных (вплоть до отдельных хозяйств и полей).

Государственная программа «Национальная система пространственных данных» утверждена постановлением Правительства от 1 декабря 2021 г. №2148. 30 декабря 2021 года принят Федеральный закон "О публично-правовой компании "Роскадастр" №448-ФЗ: Госкомпания уполномочена вести Единый государственный реестр объектов недвижимости (ЕГРН), предоставлять в режиме одного окна услуги для пользователей пространственно-картографических данных. В рамках Госпрограммы «Национальная система пространственных данных до конца 2022 г. специалисты Росреестра планируют устранить около 800 реестровых ошибок, а по всей стране – более 1,2 млн за три года. Так, с начала года специалисты Управления Росреестра Курганской области исправили порядка 500 реестровых ошибок в сведениях о недвижимости: неточности местоположения границ земельных участков муниципальных образований, населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности граждан, юридических лиц и муниципалитетов.

Создание цифровой мультимасштабной карты России (т.е. динамической карты, отображающей данные по-разному в разных диапазонах масштабов, отличающейся от статичных карт, созданных для просмотра и вывода при одном масштабе) с учетом общей площади территории России более 17 млн км² стало возможным с использованием космического мониторинга: дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ) с помощью спутников позволяет получать актуальные геоданные по запросам федеральных и региональных органов власти, муниципалитетов.

Возможности ДЗЗ были протестированы во время проведения Сельскохозяйственной микропереписи 2021 (СХМП), в процессе которой для оценки потенциала АПК регионов-участников СХМП применялся спутниковый мониторинг. Полученная информация позволила Росстату внести в итоговые материалы СХМП по более чем 20 субъектам Федерации свыше 1 тыс. уточнений. Росстат рассматривает вопрос об использовании спутникового мониторинга в режиме 24/7 в текущих статистических наблюдениях для постоянного контроля первичных статистических данных, предоставляемых респондентами субъектам официального статистического учета. Применение систем спутникового мониторинга позволило собирать данные по труднодоступным территориям, определять площади земель по видам использования и получать максимально точные данные по сельхозугодьям. Высокая точность достигается за счет сопоставления разных данных по использованию сельскохозяйственных угодий: сравнительного анализа оперативных и архивных наблюдений из космоса с результатами, полученными от переписчиков и с беспилотных летательных аппаратов. Земли сельхозназначения занимают 379,7 млн га, а площадь сельхозугодий составляет 197,7 млн га, из которых под посевные отведено 80,4 млн га. На 2026 год запланирована Всероссийская сельскохозяйственная перепись с использованием вышеуказанных технологий.

24 декабря 2015 г. издан приказ Минсельхоза России от №664 "Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения". Минсельхоз в апреле 2018 г. ввел в эксплуатацию Единую федеральную информационную систему о землях сельскохозяйственного назначения (ЕФИС ЗСН) для создания базы данных об этих объектах, включая точные географические координаты, размеры, состояние и фактическое использование угодий. Развитие ЕФИС ЗСН предполагает широкое применение технологий дистанционного зондирования для сбора информации о посевах сельскохозяйственных культур (создание сервисов для мониторинга посевов пшеницы, подсолнечника, кукурузы). С использованием ресурсов, осуществляющих обработку данных ДЗЗ, Минсельхоз будет получать сведения о том, что конкретно произрастает на землях сельскохозяйственного назначения, о площади этих полей. С помощью снимков, сделанных со спутников, можно узнать, насколько дружно всходят озимые или кормовые культуры, активно ли созревают зерновые, везде ли собран урожай. Минсельхоз создает на платформе ЕФИС ЗСН специальный сервис для оценки площадей распашки, сева и уборки, определения границ сельхозвладений разных собственников.

Правительство РФ от 14 мая 2021 г. №731 приняло Постановление "О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации», которая предписывает осуществлять сбор информации об актуальном состоянии земель, находящихся в ведении предприятий и организаций АПК: Минсельхоз проводит инвентаризацию земель сельскохозяйственного назначения, в том числе выбывших из оборота – ревизии подлежат данные о сельхозземлях за период 1984-2022 годов. Выяснить детали землепользования позволяет архив снимков со спутников за последние 38 лет. По 6 регионам благодаря использованию космических технологий сформирована целостная картина использования пахотных земель, состояние участков, выбывших из оборота (насколько заброшенные недобросовестными владельцами поля заросли деревьями и кустарниками). Устанавливать факты, точные сроки, в течение которых участки не используются, помогают данные ДЗЗ, что существенно сокращают время надзорных мероприятий, и издержки на их проведение. Снимки со спутников, расшифрованные специалистами, принимаются судом в качестве доказательства факта нарушения земельного законодательства.

Россельхознадзор в I полугодии 2022 г. провел более 14 тыс. мероприятий в рамках осуществления федерального государственного земельного контроля (надзора). Из общего количества проведенных мероприятий 13 тыс. были осуществлены без взаимодействия с правообладателем земельных участков. За 6 месяцев инспекторами Россельхознадзора по стране обследовано более 1,4 млн га земель сельскохозяйственного назначения.  На площади общим размером более 615 тыс. га выявлены нарушения обязательных требований земельного законодательства. 97% из них – это зарастание земельных участков сорной, древесной, кустарниковой растительностью и неиспользование для ведения сельскохозяйственного производства. Площадь указанных нарушений составила более 590 тыс. га. На площади более 4 тыс. га установлено снижение плодородия почв. На более 700 га земель установлено захламление (загрязнение) земель отходами животноводства и птицеводства. 923 га использовались как карьеры для добычи полезных ископаемых, а на еще 705 га были выявлены несанкционированные свалки. Если собственник не устранял выявленные нарушения, Россельхознадзор направлял в органы исполнительной власти субъекта материалы для инициирования процедуры принудительного изъятия земельных участков, таких материалов направлено на площади более 6 тыс. га земель. Относительно 27 тыс. неиспользуемых земель, находящихся в аренде, Россельхознадзором доведена до правообладателей информация о необходимости расторжения договоров с недобросовестными арендаторами.

В сельскохозяйственный оборот вовлечено 48 тыс. га ранее неиспользуемых земель или используемых с нарушением, на площади около 57 тыс. га устранены выявленные ранее различные нарушения требований земельного законодательства.

В то же время органами государственной власти субъектов Российской Федерации отмечается, что отсутствие принятых нормативных правовых актов Правительства РФ и Минсельхоза России (Порядок ведения государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения, включая порядок представления сведений для внесения в государственный реестр земель сельскохозяйственного назначения, порядок их внесения, состав вносимых в государственный реестр земель сельскохозяйственного назначения сведений, порядок предоставления сведений из указанного реестра, порядок направления запросов о предоставлении таких сведений, в том числе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия при ведении государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения, а также состав и объем сведений, подлежащих внесению в указанный реестр в порядке такого взаимодействия) создает трудности в осуществлении полномочий органами государственной власти субъектов РФ в указанной сфере.

Заместитель директора Аграрного центра МГУ, профессор Д.М. ХОМЯКОВ

 

СПРАВОЧНО. Оперативная информация Минсельхоза России  о ходе уборочных работ в Российской Федерации (по состоянию на 9 ноября 2022 г.)

По оперативным данным органов управления АПК субъектов Российской Федерации по состоянию на 9 ноября 2022 года зерновые и зернобобовые культуры обмолочены с площади 45,3 млн га (в 2021 г. – 44,7 млн га), намолочено 152,2 млн тонн зерна (в 2021 г. – 122,2 млн тонн) при урожайности 33,6 ц/га (в 2021 г. – 27,3 ц/га).

Из них пшеница обмолочена с площади 29,2 млн га (в 2021 г. –27,8 млн га), намолочено 105 млн тонн зерна (в 2021 г. – 78 млн тонн) при урожайности 35,9 ц/га (в 2021 г. – 28,1 ц/га).  Ячмень обмолочен с площади 7,9 млн га (в 2021 г. – 7,9 млн га), намолочено 24,4 млн тонн (в 2021 г. – 18,7 млн тонн) при урожайности 30,9 ц/га (в 2021 г. – 23,8 ц/га). Кукуруза на зерно обмолочена с площади 1,3 млн га (в 2021 г. – 2,4 млн га), намолочено 7,7 млн тонн (в 2021 г. – 12,7 млн тонн) при урожайности 57,7 ц/га (в 2021 г. – 53,8 ц/га). Рис обмолочен с площади 152 тыс. га или (в 2021 г. – 174,4 тыс. га), намолочено 869,2 тыс. тонн (в 2021 г. – 1,1 млн тонн) при урожайности 57,2 ц/га (в 2021 г. – 64,7 ц/га).

Сахарная свекла выкопана с площади 814,8 тыс. га (в 2021 г. – 950 тыс. га), накопано 37,8 млн тонн (в 2021 г. – 38,1 млн тонн) при урожайности 464,1 ц/га (в 2021 г. – 401,4 ц/га).

Лен-долгунец вытереблен с площади 33,9 тыс. га (в 2021 г. – 36,4 тыс. га).

Подсолнечник обмолочен с площади 6,3 млн га (в 2021 г. – 9,3 млн га), намолочено 11,5 млн тонн (в 2021 г.– 15 млн тонн) при урожайности 18,2 ц/га (в 2021 г. – 16 ц/га).

Рапс обмолочен с площади 2,2 млн га (в 2021 г. – 1,6 млн га), намолочено 4,6 млн тонн (в 2021 г. – 3 млн тонн) при урожайности 20,9 ц/га (в 2021 г. – 18,2 ц/га).

Соя обмолочена с площади 2,9 млн га (в 2021 г. – 2,9 млн га), намолочено 5,4 млн тонн (в 2021 г. – 4,8 млн тонн) при урожайности 18,8 ц/га (в 2021 г. – 16,5 ц/га).

Картофель в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах убран с площади 271,5 тыс. га (в 2021 г. – 268,9 тыс. га), накопано 6,9 млн тонн (в 2021 г. – 6,5 млн тонн) при урожайности 253,4 ц/га (в 2021 г. – 240,7 ц/га).

Овощи в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах убраны с площади 165,4 тыс. га (в 2021 г. – 167,5 тыс. га), собрано 4,6 млн тонн (в 2021 г. – 4,7 млн тонн) при урожайности 276,1 ц/га (в 2021 г. – 283,2 ц/га).

Сев озимых культур проведен на площади 17,5 млн га (в 2021 г. – 18,1 млн га).

http://duma.gov.ru/multimedia/photo/79830/

http://duma.gov.ru/multimedia/video/events/79831/

Может быть интересно
  • Обзор докладов на 12-й встрече ведущих ученых в области сельского хозяйства  «Большой двадцатки» (MACS G20)
    Обзор докладов на 12-й встрече ведущих ученых в области сельского хозяйства «Большой двадцатки» (MACS G20)
  • Перспективы создания отраслевых кооперативных объединений для мобилизации потенциала малого аграрного бизнеса в России
    Перспективы создания отраслевых кооперативных объединений для мобилизации потенциала малого аграрного бизнеса в России
  • АПК России в новых геополитических условиях
    АПК России в новых геополитических условиях
Евразийский центр по продовольственной безопасности

Москва, 119991, Ленинские горы, дом 1, строение 12, комната 599 ж-и
МГУ имени М. В. Ломоносова, Аграрный центр.

+7 (925) 501-35-24
+7 (495) 290-90-99
office@ecfs.msu.ru

МГУ им М. В. Ломоносова