В первом выпуске международного научно-практического журнала "Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве" за 2020 год вышла статья Ромашкина Р.А., Черкасовой О.В. и Авдеева М.В. о приоритетах и перспективных направлениях развития российского агропродовольственного экспорта. В статье рассматриваются особенности и основные направления развития российского агропродовольственного экспорта. Проведен комплексный анализ национальной политики стимулирования поставок сельскохозяйственной и продовольственной продукции на зарубежные рынки. Обозначены риски недостижения целевых показателей по объемам данного экспорта. Дана оценка влияния роста экспорта агропродукции на предложение соответствующей отечественной продукции на внутреннем рынке. Разработаны рекомендации по совершенствованию политики развития агропродовольственного экспорта России.
Основные положения:
– России удалось добиться видимых успехов в производстве и экспорте зерновых, масличных культур, растительных масел и мороженой рыбы. Однако экспорт продукции с более высокой степенью переработки, такой как мясо и молочные продукты, остается незначительным;
– В современных условиях курс российского правительства на развитие экспорта является одним из основных драйверов для наращивания сельхозпроизводства, поддержания доходов производителей, повышения качества агропродовольственной продукции вследствие конкуренции на внешних рынках с ведущими мировыми игроками;
– Перед аграрным сектором поставлена амбициозная задача по увеличению объема экспорта агропродовольственной продукции до 45 млрд долл. США в 2024 г. Однако в условиях высоких рисков и отсутствия отраслевых дорожных карт существует вероятность невыполнения целевых показателей;
– Для достижения целевых показателей в 2024 г. экспорт мясной и молочной продукции должен увеличиться в 4,7 раза по сравнению с базовым значением 2017 г., масложировой продукции – в 2,8 раза, рыбы и морепродуктов – в 1,9 раза, зерновых – в 1,5 раза;
– Сдерживающими факторами для развития внутреннего рынка являются снижение численности населения, низкий уровень реальных располагаемых доходов в условиях слабого и неустойчивого роста российской экономики;
– Целесообразно формировать успешные альянсы крупных, средних и мелких производителей для организации экспортных поставок; поддерживать экологизацию производств, внедрять «зеленые» и органические технологии; стимулировать производство и экспорт высокотехнологичной продукции селекции и генетики; содействовать эффективному встраиванию отечественных компаний в региональные и глобальные производственно-сбытовые цепочки.
Ознакомиться со статьей можно по ссылке.