Аграрный центр МГУ
  • О центре
    • Официальная информация
    • Структура центра
    • Сотрудники
    • Фокусный регион
  • Ресурсы
    • Публикации
    • Аналитика
    • Природно-ресурсные ведомости: продовольственная и экологическая безопасность
    • Информационная система по продовольственной безопасности
    • Журнал «Использование и охрана природных ресурсов в России»
    • Нормативные документы
  • Новости
  • Направления работы
    • Информационное обеспечение продовольственной безопасности
    • Природные ресурсы и сельское хозяйство
    • Экономические основы ПБ РФ
    • Здоровое питание и качество продовольствия
  • Контакты
Поиск по сайту
  • EnglishEnglish
  • RussianRussian
  • Главная
  • Ресурсы
  • Аналитика
  • Рациональное использование почвенно-земельного потенциала России
Последние новости
  • Поздравление Оксаны Лут с Днем рыбака
    Поздравление Оксаны Лут с Днем рыбака
  • Выставка-демонстрация «Зелёный день, 2025» в Казахстане
    Выставка-демонстрация «Зелёный день, 2025» в Казахстане
  • Календарь выставок «День поля-2025»
    Календарь выставок «День поля-2025»
  • 09 мая 2023
  • Аналитика
  • Д.М. ХОМЯКОВ, проф., замдиректора Аграрного центра МГУ

Рациональное использование почвенно-земельного потенциала России

Российская Федерация обладает огромными земельными ресурсами, рациональное использование которых позволяет обеспечить в полном объёме потребности в земле всех отраслей экономики, развитие территорий рекреации, продовольственную безопасность страны и рост объёмов экспорта продукции агропромышленного производства.

Земельный фонд России составляет 1712,5 млн га, или 12,5% мировой территории, здесь сосредоточено 55% черноземных почв планеты. Земли сельскохозяйственного назначения занимают 380,7 млн га – 22,2% территории страны. Россия входит в первую пятерку государств по площади пашни на душу населения (0,79 га), что в 3,3 раза превосходит среднемировой уровень.

В последние годы за счет повышения эффективности сельского хозяйства динамично растет производство продукции растениеводства и животноводства, увеличивается экспорт сельскохозяйственной продукции, практически достигнуты основные параметры, определенные Доктриной продовольственной безопасности РФ. Однако на фоне положительных тенденций в землепользовании все острее стали проявляться отрицательные тенденции, к числу которых следует отнести: сокращение площади продуктивных сельхозугодий, рост числа и площади нарушенных и деградированных земельных участков, снижение природного потенциала почв, развитие водной и ветровой эрозии, засоления, подтопления и других негативных явлений, разрушающих земельные ресурсы и снижающих экономический потенциал России. В целом процессам деградации и опустынивания подвержены более 100 млн га в 35 субъектах Российской Федерации. На этих территориях проживает около половины населения страны и производится более 70% сельхозпродукции.

Возрастает отрицательный баланс питательных веществ в почве. За последние 5 лет с урожаем сельскохозяйственных культур из нее вынесено более 100 млн т действующего вещества (д.в.), а внесено с минеральными и органическими удобрениями лишь 37 млн т д.в.

Серьезную озабоченность вызывает состояние мелиорированных земель. Так, из числящихся по данным статистической отчетности 4,68 млн га орошаемых земель фактически поливалось в 2022 году 1,35 млн га или 26%. Из 4,8 млн га осушенных земель использовались 2,2 млн га или 40%, а 2,1 млн га вообще не закреплены за реальными собственниками. В постсоветский период в стране не проводилось сплошное почвенное обследование, в рамках которого можно получить информацию о скорости развития вышеперечисленных негативных процессов. Выявляются отдельные тенденции, но количественная и качественная их оценка в масштабах страны на данном этапе невозможна. Отсутствие объективной информации не дает возможности обеспечить рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения на всех уровнях от сельхозтоваропроизводителя до страны в целом.

Серьезными причинами развития негативных процессов в землепользовании являются неопределённость земельной политики государства, несовершенство и, как следствие, низкая эффективность системы управления земельными ресурсами, упразднение её важнейших институтов, в том числе прогнозирования, планирования, использования земель, землеустройства, мониторинга состояния и охраны земель. До настоящего времени не завершена начатая в 90-е годы земельная реформа, вне государственного учёта и регистрации остаются более половины земельных участков, не установлены границы различных территориальных образований и земель на разном праве.

Очевидным является недостаточное научное обеспечение деятельности по организации рационального использования и сохранению земельного потенциала. В стране не осталось ни одного научного центра, специализирующегося на выработке методологии эффективного управления земельными ресурсами. Немногочисленные группы учёных в различных НИИ и ВУЗах ведут исследования по отдельным направлениям, но они должным образом не координируются и не имеют достаточного внедрения в практику.

Государством не созданы необходимые условия и стимулы для формирования в обществе и у бизнеса ответственного отношения к рациональному и бережному пользованию земельными ресурсами. Преобладание сиюминутных коммерческих интересов у части населения и бизнеса приводит к игнорированию научно-обоснованных требований организации использования сельскохозяйственных угодий, а отсутствие ориентации на внедрение почвозащитных и природоохранных технологий, отрицание важности применения рациональных севооборотов влечет за собою разрушение почвенного покрова и потерю земельных ресурсов на огромных территориях.

Важность данных вопросов обусловила необходимость проведения 13 апреля 2023 г. на базе РАН совместного заседания Межведомственного координационного совета РАН по исследованиям в области агропромышленного производства и комплексного развития сельских территорий и Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию по теме: «Земельный потенциал России: состояние, проблемы и меры по его рациональному использованию и охране».

По итогам состоявшегося обсуждения участники совместного заседания выработали ряд рекомендаций, часть из них считаем необходимым привести ниже.

Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы:

- о подготовке заинтересованными министерствами и ведомствами совместно с научным сообществом Проекта Доктрины земельной политики Российской Федерации, в которой определить ее цели и задачи на период до 2035 года, а также приоритеты в развитии земельных отношений, показатели эффективности использования и охраны земельного потенциала, пути совершенствования системы управления земельными ресурсами в стране, в том числе возрождение государственных институтов землеустройства, ранее доказавших на практике свою полезность и актуальность в части прогнозирования, планирования и организации рациональной охраны земель;

- о разработке Генеральной схемы использования и охраны земельных ресурсов и почв Российской Федерации, а также схем землеустройства территорий субъектов РФ и муниципальных образований;

- об ускорении постановки на кадастровый учёт и регистрации прав на земельные участки с использованием современных технологий (дистанционного зондирования земли, автоматизированного землеустроительного проектирования и кадастра и др.);

- об актуальности разработки (параллельно или в составе территориальных схем развития муниципальных образований) схем землеустройства муниципальных районов, определяющих развитие межселенных территорий;

- об активизации процесса закрепления за конкретными собственниками невостребованных земельных долей, а также бесхозных мелиорированных земель сельскохозяйственного назначения;

- о возрождении Государственного института земельных ресурсов и Института дистанционного зондирования сельскохозяйственных земель;

- о создании Земельного банка России.

Федеральному Собранию Российской Федерации провести анализ законодательной базы, обеспечивающей регулирование земельных вопросов на предмет их актуальности и соответствия современным вызовам. В приоритетном порядке подготовить к принятию следующие законопроекты:

- новую редакцию Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

- новую редакцию Федерального закона «О землеустройстве»;

- проект Федерального закона «Об охране почв».

Регулярно рассматривать вопросы законодательного обеспечения рационального использования и охраны земель с целью его актуализации, активнее привлекать к этой работе представителей научного сообщества, практиков от бизнеса.

Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

- обеспечить включение в программы научных исследований НИИ и ВУЗов вопросов рационального использования и охраны земельных ресурсов страны;

- обеспечить проведение работ по развитию методов и технологий объективного, оперативного мониторинга состояния сельскохозяйственных земель, в том числе на основе подведомственных Минобрнауки России центров коллективного пользования данными современных систем дистанционного зондирования Земли;

- увеличить финансирование научных исследований в сфере регулирования земельных отношений, организации эффективного использования и охраны земель, землеустройства и мелиорации;

- расширить подготовку и ввести в подведомственных ВУЗах преимущественно 5-летнее обучение студентов с увеличением сроков прохождения студентами производственной практики по специальностям, направлениям подготовки, связанным с управлением земельными ресурсами, агрономии, почвоведению, мелиорации земель, организации их рационального использования и охраны;

- организовать работу по дополнительному профессиональному образованию и аттестации кадров, занятых подготовкой специалистов в сфере управления земельными ресурсами, землеустройства и кадастров, геодезии и картографии, мелиорации земель.

Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

- активнее привлекать научные организации, специализирующиеся на исследованиях в области использования и охраны земель, к подготовке ежегодных докладов о состоянии земель сельскохозяйственного назначения;

- принять меры по ускорению актуализации данных Единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, ФГИС: Функциональная подсистема «Электронный атлас земель сельскохозяйственного назначения» с федеральными и региональными реестрами земель сельскохозяйственного назначения и веб-приложением «Атлас земель сельскохозяйственного назначения и соответствующих геопорталов регионов»;

- добиваться проведения полной инвентаризации сельскохозяйственных земель с привлечением к выполнению этих работ сотрудников и студентов ВУЗов, ведущих подготовку специалистов в области землеустройства и кадастров;

- провести корректировку Правил ведения Реестра земель сельскохозяйственного назначения в части распределения обязанностей по предоставлению информации об их качественных характеристиках; принять на государственное финансирование затраты на проведение необходимых обследований земельных участков;

- содействовать ускорению процессов постановки участков земель сельскохозяйственного назначения на кадастровый учёт и передачи невостребованных земельных долей в собственность муниципальных образований;

- разработать механизм экономического регулирования рентных земельных отношений на земельные участки сельскохозяйственного назначения и совершенствование на этой основе государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- инициировать разработку региональных программ по сохранению плодородия, защите сельскохозяйственных земель от водной и ветровой эрозии, опустынивания и других процессов их деградации;

- сформировать перечень государственных заданий на проведение научных исследований по организации рационального использования и охране земель сельскохозяйственного назначения, в том числе мелиорированных;

- ввести в аграрных ВУЗах подготовку специалистов по 5-летним программам специалитета с увеличенными сроками производственных практик и подготовкой выпускных квалификационных работ по реальным объектам агропромышленной деятельности, оценки использования земель;

- содействовать созданию Научно-технического и учебно-методического центра по мелиорации земель на базе РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева с целью подготовки кадров для мелиоративного комплекса страны и разработки нормативной базы по проектно-изыскательским, строительным и эксплуатационным работам мелиоративных систем;

- инициировать создание системы государственных региональных институтов по проектно-изыскательским работам для мелиоративного комплекса;

- увеличить план приема в вузы по специальности «Гидромелиорация» и в аспирантуру по профилю «Землеустройство и кадастры».

Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

- рассмотреть вопрос об усилении государственной поддержки развития производства отечественной почвозащитной и мелиоративной техники, а также техники и оборудования для дистанционного зондирования и мониторинга за состоянием земельных ресурсов страны и их использованием.

Отделению сельскохозяйственных наук РАН, Отделению биологических наук РАН:

- включить исследования по проблемам организации рационального использования и охраны земельных ресурсов в число приоритетных;

- внести вопрос о сохранении земельного потенциала страны в повестку одного из заседаний президиума РАН;

- обеспечить проведение объективной и компетентной экспертизы и результатов научных учреждений по тематике использования и охраны земель;

- организовать проведение ежегодного конкурса на лучшую научную работу в области организации эффективного использования и сохранения земельного потенциала страны;

- регулярно рассматривать на бюро отделений вопросы, связанные с организацией использования и охраной земель.

Участники Совместного заседания выразили уверенность, что органами законодательной и исполнительной власти страны совместно с научным сообществом будут выработаны практические меры по реализации высказанных предложений, направленных на рациональное использование и охрану почв и  земельного потенциала России.

 

По материалам совместного заседания Межведомственного координационного совета РАН по исследованиям в области агропромышленного производства и комплексного развития сельских территорий и Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию по вопросу: «Земельный потенциал России: состояние, проблемы и меры по его рациональному использованию и охране», 13 апреля 2023 года.

Может быть интересно
  • Системный обзор литературы по показателям измерения  продовольственной безопасности
    Системный обзор литературы по показателям измерения продовольственной безопасности
  • Законодательное обеспечение использования побочных продуктов животноводства как ресурса в России
    Законодательное обеспечение использования побочных продуктов животноводства как ресурса в России
  • Научное обеспечение реализации Стратегии развития агропромышленного комплекса России на период до 2030 года
    Научное обеспечение реализации Стратегии развития агропромышленного комплекса России на период до 2030 года
Евразийский центр по продовольственной безопасности

Москва, 119991, Ленинские горы, дом 1, строение 12, комната 599 ж-и
МГУ имени М. В. Ломоносова, Аграрный центр.

+7 (925) 501-35-24
+7 (495) 290-90-99
office@ecfs.msu.ru

МГУ им М. В. Ломоносова