Аграрный центр МГУ
  • О центре
    • Официальная информация
    • Структура центра
    • Сотрудники
    • Фокусный регион
  • Ресурсы
    • Публикации
    • Аналитика
    • Природно-ресурсные ведомости: продовольственная и экологическая безопасность
    • Информационная система по продовольственной безопасности
    • Журнал «Использование и охрана природных ресурсов в России»
    • Нормативные документы
  • Новости
  • Направления работы
    • Информационное обеспечение продовольственной безопасности
    • Природные ресурсы и сельское хозяйство
    • Экономические основы ПБ РФ
    • Здоровое питание и качество продовольствия
  • Контакты
Поиск по сайту
  • EnglishEnglish
  • RussianRussian
  • Главная
  • Ресурсы
  • Аналитика
  • Рациональное использование почвенно-земельного потенциала России
Последние новости
  • Выступление главы ФАО на Астанинском форуме
    Выступление главы ФАО на Астанинском форуме
  • В Казахстане пройдет Национальная сельхозперепись
    В Казахстане пройдет Национальная сельхозперепись
  • Круглый стол РосАгрохимслужбы по депонированию углерода пахотными почвами
    Круглый стол РосАгрохимслужбы по депонированию углерода пахотными почвами
  • 09 мая 2023
  • Аналитика
  • Д.М. ХОМЯКОВ, проф., замдиректора Аграрного центра МГУ

Рациональное использование почвенно-земельного потенциала России

Российская Федерация обладает огромными земельными ресурсами, рациональное использование которых позволяет обеспечить в полном объёме потребности в земле всех отраслей экономики, развитие территорий рекреации, продовольственную безопасность страны и рост объёмов экспорта продукции агропромышленного производства.

Земельный фонд России составляет 1712,5 млн га, или 12,5% мировой территории, здесь сосредоточено 55% черноземных почв планеты. Земли сельскохозяйственного назначения занимают 380,7 млн га – 22,2% территории страны. Россия входит в первую пятерку государств по площади пашни на душу населения (0,79 га), что в 3,3 раза превосходит среднемировой уровень.

В последние годы за счет повышения эффективности сельского хозяйства динамично растет производство продукции растениеводства и животноводства, увеличивается экспорт сельскохозяйственной продукции, практически достигнуты основные параметры, определенные Доктриной продовольственной безопасности РФ. Однако на фоне положительных тенденций в землепользовании все острее стали проявляться отрицательные тенденции, к числу которых следует отнести: сокращение площади продуктивных сельхозугодий, рост числа и площади нарушенных и деградированных земельных участков, снижение природного потенциала почв, развитие водной и ветровой эрозии, засоления, подтопления и других негативных явлений, разрушающих земельные ресурсы и снижающих экономический потенциал России. В целом процессам деградации и опустынивания подвержены более 100 млн га в 35 субъектах Российской Федерации. На этих территориях проживает около половины населения страны и производится более 70% сельхозпродукции.

Возрастает отрицательный баланс питательных веществ в почве. За последние 5 лет с урожаем сельскохозяйственных культур из нее вынесено более 100 млн т действующего вещества (д.в.), а внесено с минеральными и органическими удобрениями лишь 37 млн т д.в.

Серьезную озабоченность вызывает состояние мелиорированных земель. Так, из числящихся по данным статистической отчетности 4,68 млн га орошаемых земель фактически поливалось в 2022 году 1,35 млн га или 26%. Из 4,8 млн га осушенных земель использовались 2,2 млн га или 40%, а 2,1 млн га вообще не закреплены за реальными собственниками. В постсоветский период в стране не проводилось сплошное почвенное обследование, в рамках которого можно получить информацию о скорости развития вышеперечисленных негативных процессов. Выявляются отдельные тенденции, но количественная и качественная их оценка в масштабах страны на данном этапе невозможна. Отсутствие объективной информации не дает возможности обеспечить рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения на всех уровнях от сельхозтоваропроизводителя до страны в целом.

Серьезными причинами развития негативных процессов в землепользовании являются неопределённость земельной политики государства, несовершенство и, как следствие, низкая эффективность системы управления земельными ресурсами, упразднение её важнейших институтов, в том числе прогнозирования, планирования, использования земель, землеустройства, мониторинга состояния и охраны земель. До настоящего времени не завершена начатая в 90-е годы земельная реформа, вне государственного учёта и регистрации остаются более половины земельных участков, не установлены границы различных территориальных образований и земель на разном праве.

Очевидным является недостаточное научное обеспечение деятельности по организации рационального использования и сохранению земельного потенциала. В стране не осталось ни одного научного центра, специализирующегося на выработке методологии эффективного управления земельными ресурсами. Немногочисленные группы учёных в различных НИИ и ВУЗах ведут исследования по отдельным направлениям, но они должным образом не координируются и не имеют достаточного внедрения в практику.

Государством не созданы необходимые условия и стимулы для формирования в обществе и у бизнеса ответственного отношения к рациональному и бережному пользованию земельными ресурсами. Преобладание сиюминутных коммерческих интересов у части населения и бизнеса приводит к игнорированию научно-обоснованных требований организации использования сельскохозяйственных угодий, а отсутствие ориентации на внедрение почвозащитных и природоохранных технологий, отрицание важности применения рациональных севооборотов влечет за собою разрушение почвенного покрова и потерю земельных ресурсов на огромных территориях.

Важность данных вопросов обусловила необходимость проведения 13 апреля 2023 г. на базе РАН совместного заседания Межведомственного координационного совета РАН по исследованиям в области агропромышленного производства и комплексного развития сельских территорий и Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию по теме: «Земельный потенциал России: состояние, проблемы и меры по его рациональному использованию и охране».

По итогам состоявшегося обсуждения участники совместного заседания выработали ряд рекомендаций, часть из них считаем необходимым привести ниже.

Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы:

- о подготовке заинтересованными министерствами и ведомствами совместно с научным сообществом Проекта Доктрины земельной политики Российской Федерации, в которой определить ее цели и задачи на период до 2035 года, а также приоритеты в развитии земельных отношений, показатели эффективности использования и охраны земельного потенциала, пути совершенствования системы управления земельными ресурсами в стране, в том числе возрождение государственных институтов землеустройства, ранее доказавших на практике свою полезность и актуальность в части прогнозирования, планирования и организации рациональной охраны земель;

- о разработке Генеральной схемы использования и охраны земельных ресурсов и почв Российской Федерации, а также схем землеустройства территорий субъектов РФ и муниципальных образований;

- об ускорении постановки на кадастровый учёт и регистрации прав на земельные участки с использованием современных технологий (дистанционного зондирования земли, автоматизированного землеустроительного проектирования и кадастра и др.);

- об актуальности разработки (параллельно или в составе территориальных схем развития муниципальных образований) схем землеустройства муниципальных районов, определяющих развитие межселенных территорий;

- об активизации процесса закрепления за конкретными собственниками невостребованных земельных долей, а также бесхозных мелиорированных земель сельскохозяйственного назначения;

- о возрождении Государственного института земельных ресурсов и Института дистанционного зондирования сельскохозяйственных земель;

- о создании Земельного банка России.

Федеральному Собранию Российской Федерации провести анализ законодательной базы, обеспечивающей регулирование земельных вопросов на предмет их актуальности и соответствия современным вызовам. В приоритетном порядке подготовить к принятию следующие законопроекты:

- новую редакцию Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

- новую редакцию Федерального закона «О землеустройстве»;

- проект Федерального закона «Об охране почв».

Регулярно рассматривать вопросы законодательного обеспечения рационального использования и охраны земель с целью его актуализации, активнее привлекать к этой работе представителей научного сообщества, практиков от бизнеса.

Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

- обеспечить включение в программы научных исследований НИИ и ВУЗов вопросов рационального использования и охраны земельных ресурсов страны;

- обеспечить проведение работ по развитию методов и технологий объективного, оперативного мониторинга состояния сельскохозяйственных земель, в том числе на основе подведомственных Минобрнауки России центров коллективного пользования данными современных систем дистанционного зондирования Земли;

- увеличить финансирование научных исследований в сфере регулирования земельных отношений, организации эффективного использования и охраны земель, землеустройства и мелиорации;

- расширить подготовку и ввести в подведомственных ВУЗах преимущественно 5-летнее обучение студентов с увеличением сроков прохождения студентами производственной практики по специальностям, направлениям подготовки, связанным с управлением земельными ресурсами, агрономии, почвоведению, мелиорации земель, организации их рационального использования и охраны;

- организовать работу по дополнительному профессиональному образованию и аттестации кадров, занятых подготовкой специалистов в сфере управления земельными ресурсами, землеустройства и кадастров, геодезии и картографии, мелиорации земель.

Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

- активнее привлекать научные организации, специализирующиеся на исследованиях в области использования и охраны земель, к подготовке ежегодных докладов о состоянии земель сельскохозяйственного назначения;

- принять меры по ускорению актуализации данных Единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, ФГИС: Функциональная подсистема «Электронный атлас земель сельскохозяйственного назначения» с федеральными и региональными реестрами земель сельскохозяйственного назначения и веб-приложением «Атлас земель сельскохозяйственного назначения и соответствующих геопорталов регионов»;

- добиваться проведения полной инвентаризации сельскохозяйственных земель с привлечением к выполнению этих работ сотрудников и студентов ВУЗов, ведущих подготовку специалистов в области землеустройства и кадастров;

- провести корректировку Правил ведения Реестра земель сельскохозяйственного назначения в части распределения обязанностей по предоставлению информации об их качественных характеристиках; принять на государственное финансирование затраты на проведение необходимых обследований земельных участков;

- содействовать ускорению процессов постановки участков земель сельскохозяйственного назначения на кадастровый учёт и передачи невостребованных земельных долей в собственность муниципальных образований;

- разработать механизм экономического регулирования рентных земельных отношений на земельные участки сельскохозяйственного назначения и совершенствование на этой основе государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- инициировать разработку региональных программ по сохранению плодородия, защите сельскохозяйственных земель от водной и ветровой эрозии, опустынивания и других процессов их деградации;

- сформировать перечень государственных заданий на проведение научных исследований по организации рационального использования и охране земель сельскохозяйственного назначения, в том числе мелиорированных;

- ввести в аграрных ВУЗах подготовку специалистов по 5-летним программам специалитета с увеличенными сроками производственных практик и подготовкой выпускных квалификационных работ по реальным объектам агропромышленной деятельности, оценки использования земель;

- содействовать созданию Научно-технического и учебно-методического центра по мелиорации земель на базе РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева с целью подготовки кадров для мелиоративного комплекса страны и разработки нормативной базы по проектно-изыскательским, строительным и эксплуатационным работам мелиоративных систем;

- инициировать создание системы государственных региональных институтов по проектно-изыскательским работам для мелиоративного комплекса;

- увеличить план приема в вузы по специальности «Гидромелиорация» и в аспирантуру по профилю «Землеустройство и кадастры».

Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

- рассмотреть вопрос об усилении государственной поддержки развития производства отечественной почвозащитной и мелиоративной техники, а также техники и оборудования для дистанционного зондирования и мониторинга за состоянием земельных ресурсов страны и их использованием.

Отделению сельскохозяйственных наук РАН, Отделению биологических наук РАН:

- включить исследования по проблемам организации рационального использования и охраны земельных ресурсов в число приоритетных;

- внести вопрос о сохранении земельного потенциала страны в повестку одного из заседаний президиума РАН;

- обеспечить проведение объективной и компетентной экспертизы и результатов научных учреждений по тематике использования и охраны земель;

- организовать проведение ежегодного конкурса на лучшую научную работу в области организации эффективного использования и сохранения земельного потенциала страны;

- регулярно рассматривать на бюро отделений вопросы, связанные с организацией использования и охраной земель.

Участники Совместного заседания выразили уверенность, что органами законодательной и исполнительной власти страны совместно с научным сообществом будут выработаны практические меры по реализации высказанных предложений, направленных на рациональное использование и охрану почв и  земельного потенциала России.

 

По материалам совместного заседания Межведомственного координационного совета РАН по исследованиям в области агропромышленного производства и комплексного развития сельских территорий и Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию по вопросу: «Земельный потенциал России: состояние, проблемы и меры по его рациональному использованию и охране», 13 апреля 2023 года.

Может быть интересно
  • Производство верблюжьего молока в Казахстане
    Производство верблюжьего молока в Казахстане
  • Углеродный след в современных агротехнологиях
    Углеродный след в современных агротехнологиях
  • Влияние борьбы с фитопатогенами на эффективность использования сорбционно- стимулирующих препаратов на зерновых культурах
    Влияние борьбы с фитопатогенами на эффективность использования сорбционно- стимулирующих препаратов на зерновых культурах
Евразийский центр по продовольственной безопасности

Москва, 119991, Ленинские горы, дом 1, строение 12, комната 599 ж-и
МГУ имени М. В. Ломоносова, Аграрный центр.

+7 (925) 501-35-24
+7 (495) 290-90-99
office@ecfs.msu.ru

МГУ им М. В. Ломоносова