Российская Федерация обладает огромными земельными ресурсами, рациональное использование которых позволяет обеспечить в полном объёме потребности в земле всех отраслей экономики, развитие территорий рекреации, продовольственную безопасность страны и рост объёмов экспорта продукции агропромышленного производства.
Земельный фонд России составляет 1712,5 млн га, или 12,5% мировой территории, здесь сосредоточено 55% черноземных почв планеты. Земли сельскохозяйственного назначения занимают 380,7 млн га – 22,2% территории страны. Россия входит в первую пятерку государств по площади пашни на душу населения (0,79 га), что в 3,3 раза превосходит среднемировой уровень.
В последние годы за счет повышения эффективности сельского хозяйства динамично растет производство продукции растениеводства и животноводства, увеличивается экспорт сельскохозяйственной продукции, практически достигнуты основные параметры, определенные Доктриной продовольственной безопасности РФ. Однако на фоне положительных тенденций в землепользовании все острее стали проявляться отрицательные тенденции, к числу которых следует отнести: сокращение площади продуктивных сельхозугодий, рост числа и площади нарушенных и деградированных земельных участков, снижение природного потенциала почв, развитие водной и ветровой эрозии, засоления, подтопления и других негативных явлений, разрушающих земельные ресурсы и снижающих экономический потенциал России. В целом процессам деградации и опустынивания подвержены более 100 млн га в 35 субъектах Российской Федерации. На этих территориях проживает около половины населения страны и производится более 70% сельхозпродукции.
Возрастает отрицательный баланс питательных веществ в почве. За последние 5 лет с урожаем сельскохозяйственных культур из нее вынесено более 100 млн т действующего вещества (д.в.), а внесено с минеральными и органическими удобрениями лишь 37 млн т д.в.
Серьезную озабоченность вызывает состояние мелиорированных земель. Так, из числящихся по данным статистической отчетности 4,68 млн га орошаемых земель фактически поливалось в 2022 году 1,35 млн га или 26%. Из 4,8 млн га осушенных земель использовались 2,2 млн га или 40%, а 2,1 млн га вообще не закреплены за реальными собственниками. В постсоветский период в стране не проводилось сплошное почвенное обследование, в рамках которого можно получить информацию о скорости развития вышеперечисленных негативных процессов. Выявляются отдельные тенденции, но количественная и качественная их оценка в масштабах страны на данном этапе невозможна. Отсутствие объективной информации не дает возможности обеспечить рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения на всех уровнях от сельхозтоваропроизводителя до страны в целом.
Серьезными причинами развития негативных процессов в землепользовании являются неопределённость земельной политики государства, несовершенство и, как следствие, низкая эффективность системы управления земельными ресурсами, упразднение её важнейших институтов, в том числе прогнозирования, планирования, использования земель, землеустройства, мониторинга состояния и охраны земель. До настоящего времени не завершена начатая в 90-е годы земельная реформа, вне государственного учёта и регистрации остаются более половины земельных участков, не установлены границы различных территориальных образований и земель на разном праве.
Очевидным является недостаточное научное обеспечение деятельности по организации рационального использования и сохранению земельного потенциала. В стране не осталось ни одного научного центра, специализирующегося на выработке методологии эффективного управления земельными ресурсами. Немногочисленные группы учёных в различных НИИ и ВУЗах ведут исследования по отдельным направлениям, но они должным образом не координируются и не имеют достаточного внедрения в практику.
Государством не созданы необходимые условия и стимулы для формирования в обществе и у бизнеса ответственного отношения к рациональному и бережному пользованию земельными ресурсами. Преобладание сиюминутных коммерческих интересов у части населения и бизнеса приводит к игнорированию научно-обоснованных требований организации использования сельскохозяйственных угодий, а отсутствие ориентации на внедрение почвозащитных и природоохранных технологий, отрицание важности применения рациональных севооборотов влечет за собою разрушение почвенного покрова и потерю земельных ресурсов на огромных территориях.
Важность данных вопросов обусловила необходимость проведения 13 апреля 2023 г. на базе РАН совместного заседания Межведомственного координационного совета РАН по исследованиям в области агропромышленного производства и комплексного развития сельских территорий и Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию по теме: «Земельный потенциал России: состояние, проблемы и меры по его рациональному использованию и охране».
По итогам состоявшегося обсуждения участники совместного заседания выработали ряд рекомендаций, часть из них считаем необходимым привести ниже.
Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы:
- о подготовке заинтересованными министерствами и ведомствами совместно с научным сообществом Проекта Доктрины земельной политики Российской Федерации, в которой определить ее цели и задачи на период до 2035 года, а также приоритеты в развитии земельных отношений, показатели эффективности использования и охраны земельного потенциала, пути совершенствования системы управления земельными ресурсами в стране, в том числе возрождение государственных институтов землеустройства, ранее доказавших на практике свою полезность и актуальность в части прогнозирования, планирования и организации рациональной охраны земель;
- о разработке Генеральной схемы использования и охраны земельных ресурсов и почв Российской Федерации, а также схем землеустройства территорий субъектов РФ и муниципальных образований;
- об ускорении постановки на кадастровый учёт и регистрации прав на земельные участки с использованием современных технологий (дистанционного зондирования земли, автоматизированного землеустроительного проектирования и кадастра и др.);
- об актуальности разработки (параллельно или в составе территориальных схем развития муниципальных образований) схем землеустройства муниципальных районов, определяющих развитие межселенных территорий;
- об активизации процесса закрепления за конкретными собственниками невостребованных земельных долей, а также бесхозных мелиорированных земель сельскохозяйственного назначения;
- о возрождении Государственного института земельных ресурсов и Института дистанционного зондирования сельскохозяйственных земель;
- о создании Земельного банка России.
Федеральному Собранию Российской Федерации провести анализ законодательной базы, обеспечивающей регулирование земельных вопросов на предмет их актуальности и соответствия современным вызовам. В приоритетном порядке подготовить к принятию следующие законопроекты:
- новую редакцию Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
- новую редакцию Федерального закона «О землеустройстве»;
- проект Федерального закона «Об охране почв».
Регулярно рассматривать вопросы законодательного обеспечения рационального использования и охраны земель с целью его актуализации, активнее привлекать к этой работе представителей научного сообщества, практиков от бизнеса.
Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
- обеспечить включение в программы научных исследований НИИ и ВУЗов вопросов рационального использования и охраны земельных ресурсов страны;
- обеспечить проведение работ по развитию методов и технологий объективного, оперативного мониторинга состояния сельскохозяйственных земель, в том числе на основе подведомственных Минобрнауки России центров коллективного пользования данными современных систем дистанционного зондирования Земли;
- увеличить финансирование научных исследований в сфере регулирования земельных отношений, организации эффективного использования и охраны земель, землеустройства и мелиорации;
- расширить подготовку и ввести в подведомственных ВУЗах преимущественно 5-летнее обучение студентов с увеличением сроков прохождения студентами производственной практики по специальностям, направлениям подготовки, связанным с управлением земельными ресурсами, агрономии, почвоведению, мелиорации земель, организации их рационального использования и охраны;
- организовать работу по дополнительному профессиональному образованию и аттестации кадров, занятых подготовкой специалистов в сфере управления земельными ресурсами, землеустройства и кадастров, геодезии и картографии, мелиорации земель.
Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
- активнее привлекать научные организации, специализирующиеся на исследованиях в области использования и охраны земель, к подготовке ежегодных докладов о состоянии земель сельскохозяйственного назначения;
- принять меры по ускорению актуализации данных Единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, ФГИС: Функциональная подсистема «Электронный атлас земель сельскохозяйственного назначения» с федеральными и региональными реестрами земель сельскохозяйственного назначения и веб-приложением «Атлас земель сельскохозяйственного назначения и соответствующих геопорталов регионов»;
- добиваться проведения полной инвентаризации сельскохозяйственных земель с привлечением к выполнению этих работ сотрудников и студентов ВУЗов, ведущих подготовку специалистов в области землеустройства и кадастров;
- провести корректировку Правил ведения Реестра земель сельскохозяйственного назначения в части распределения обязанностей по предоставлению информации об их качественных характеристиках; принять на государственное финансирование затраты на проведение необходимых обследований земельных участков;
- содействовать ускорению процессов постановки участков земель сельскохозяйственного назначения на кадастровый учёт и передачи невостребованных земельных долей в собственность муниципальных образований;
- разработать механизм экономического регулирования рентных земельных отношений на земельные участки сельскохозяйственного назначения и совершенствование на этой основе государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- инициировать разработку региональных программ по сохранению плодородия, защите сельскохозяйственных земель от водной и ветровой эрозии, опустынивания и других процессов их деградации;
- сформировать перечень государственных заданий на проведение научных исследований по организации рационального использования и охране земель сельскохозяйственного назначения, в том числе мелиорированных;
- ввести в аграрных ВУЗах подготовку специалистов по 5-летним программам специалитета с увеличенными сроками производственных практик и подготовкой выпускных квалификационных работ по реальным объектам агропромышленной деятельности, оценки использования земель;
- содействовать созданию Научно-технического и учебно-методического центра по мелиорации земель на базе РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева с целью подготовки кадров для мелиоративного комплекса страны и разработки нормативной базы по проектно-изыскательским, строительным и эксплуатационным работам мелиоративных систем;
- инициировать создание системы государственных региональных институтов по проектно-изыскательским работам для мелиоративного комплекса;
- увеличить план приема в вузы по специальности «Гидромелиорация» и в аспирантуру по профилю «Землеустройство и кадастры».
Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
- рассмотреть вопрос об усилении государственной поддержки развития производства отечественной почвозащитной и мелиоративной техники, а также техники и оборудования для дистанционного зондирования и мониторинга за состоянием земельных ресурсов страны и их использованием.
Отделению сельскохозяйственных наук РАН, Отделению биологических наук РАН:
- включить исследования по проблемам организации рационального использования и охраны земельных ресурсов в число приоритетных;
- внести вопрос о сохранении земельного потенциала страны в повестку одного из заседаний президиума РАН;
- обеспечить проведение объективной и компетентной экспертизы и результатов научных учреждений по тематике использования и охраны земель;
- организовать проведение ежегодного конкурса на лучшую научную работу в области организации эффективного использования и сохранения земельного потенциала страны;
- регулярно рассматривать на бюро отделений вопросы, связанные с организацией использования и охраной земель.
Участники Совместного заседания выразили уверенность, что органами законодательной и исполнительной власти страны совместно с научным сообществом будут выработаны практические меры по реализации высказанных предложений, направленных на рациональное использование и охрану почв и земельного потенциала России.
По материалам совместного заседания Межведомственного координационного совета РАН по исследованиям в области агропромышленного производства и комплексного развития сельских территорий и Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию по вопросу: «Земельный потенциал России: состояние, проблемы и меры по его рациональному использованию и охране», 13 апреля 2023 года.