Кардинальные изменения произошли в АПК в момент смены хозяйственного механизма после 1992 года. Вторая волна началась с середины 2000-х годов в связи с изменением внутренней экономической ситуации и внешними благоприятными факторами. Они способствовали быстрой трансформацией агротехнологий, внедрением инновации, адаптацией мирового научного опыты и, самое главное, возрастающей государственной поддержкой отрасли из бюджетов всех уровней. Третий этап начался после 2014 года, когда России оказалась в новой политико-экономической реальности. Ответ на вызовы снова был связан с возрастающей помощью и вниманием со стороны государства.
За это время страна прошла путь от продовольственной зависимости к самостоятельности и возможности стать крупнейшим экспортером, значимым участником мирового рынка продовольственных товаров, сельскохозяйственного сырья и минеральных удобрений.
Очевидно, что с 2023 года встанет вопрос об эффективной реализации накопленного опыта и сохранении достигнутого потенциала. Успешное и устойчивое функционирование АПК определяется, прежде всего, государственной поддержкой отрасли, которая на должной основе, по сути, началась в РФ только 20 лет назад – с 2003 года.
Государственная поддержка АПК осуществляется по основным направлениям, предусмотренным статьей 7 Федерального закона от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», а так же федеральными законами от 25.07.2011 №260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"», от 03.08.1995 №123-ФЗ «О племенном животноводстве», от 30.12. 2021 №454-ФЗ «О семеноводстве» (вступает в силу с 01.09.2023) и от 16.07.1998 №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».