Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам провёл 19 января парламентские слушания на тему: «О законодательном обеспечении развития сельскохозяйственной науки и подготовки кадрового потенциала агропромышленного комплекса Российской Федерации».
Слушания состоялись на площадке ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А.Тимирязева» по адресу ул. Тимирязевская, д.49 (Корпус №10, Большой зал, 2 этаж). На них присутствовали депутаты Государственной Думы, представители ФОИВов, региональных органов представительной и исполнительной власти, аграрного бизнес-сообшества, науки, образования, ассоциаций и союзов АПК, некоммерческих организаций, эксперты.
Ниже приводим доклад профессора Д.М. Хомякова на тему: «Правовые вопросы совершенствования научного обеспечения ESG регулирования деятельности АПК».
Устойчивое развитие АПК связанно с корпоративным управлением и поведением на рынке, основанном на принципах ESG (Environmental, Social and Governance) – экология, социальная ответственность, руководство. Это связано с климатическими изменениями и переходом к «углеродному регулированию».
Для привлечения внебюджетных средств в проекты, направленные на реализацию национальных целей развития, принято Постановление Правительства РФ от 21.09.2021 № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации». В нем выделены отраслевые и инфраструктурные блоки. Критерии разработаны для стимулирования инвестиционной деятельности в проекты, связанные с положительным воздействием на окружающую среду, совершенствованию социальных отношений и иных направлений устойчивого развития РФ. Они установлены для зеленых проектов (предусматривающие, в частности создание или модернизацию производств по обращению с отходами, инфраструктуры для генерации энергии на возобновляемых источниках, сельское хозяйство и т.д.), а также для адаптационных проектов (модернизация действующих объектов по добыче полезных ископаемых, модернизация очистных сооружений, сельское хозяйство и пр.). Постановление содержит требования и к системе верификации проектов.
Направления актуальных и первоочередных научных исследований для реализации зеленых проектов в сельском хозяйстве:
1. Создание минеральных удобрений, позволяющих повысить эффективность усвоения питательных компонентов и сокращающих поступление вредных веществ в почву и грунтовые воды, а также парниковых газов при использовании в сельском хозяйстве: эффект на окружающую среду и климат определяется инициатором и подтверждается верификатором.
2. Разработка технологий модернизации ирригационной инфраструктуры для эффективного орошения сельскохозяйственных земель.
3. Создание и модернизация инфраструктуры использования сточных вод для орошения и удобрения почв при условии соответствия технологий требованиям санитарного законодательства.
4. Реализация проектов, основанных на технологиях нулевой обработки сельскохозяйственных земель: без дополнительных критериев.
5. Создание почвозащитных севооборотов с повышенной долей многолетних бобовых сельскохозяйственных культур.
6. Актуализация проектов адаптационно-ландшафтного земледелия на участках деградированных земель сельскохозяйственного назначения.
7. Реализация проектов в животноводстве, основанных на технологиях снижения выделения CH4при выращивании крупного рогатого скота.
8. Внедрение агротехнологий, предусматривающих снижение поступления загрязняющих веществ с диффузным стоком с сельскохозяйственных угодий.
Направления актуальных и первоочередных научных исследований для реализации адаптационных проектов в сельском хозяйстве:
1. Создание технологий модернизация инфраструктуры хранения и переработки продукции сельского хозяйства (в том числе элеваторы, сушилки, холодильные установки и другое), обеспечивающих снижение выбросов CO2не менее чем на 20% от современных объектов на территории РФ.
2. Разработка проектных решений совершенствования инфраструктуры складирования и длительного хранения навоза, в том числе с целью выделения и использования CH4в качестве возобновляемого источника энергии.
3. Производство и закупка новой сельскохозяйственной техники, реализация проектов, направленных на снижение выбросов парниковых газов в сельском хозяйстве: для действующих производств - снижение выбросов CO2 не менее чем на 20%; для новых производств.
4. Реализация проектов по химической мелиорации кислых и засоленных сельскохозяйственных земель с применением фосфогипса или извести с целью улучшения химических и физических свойств почв: восстановление нейтрального кислотно-щелочного баланса почвенного раствора pH=6,5-7,0 за счет проведения химической мелиорации почв.
Распоряжением Правительства РФ от 29.10.2021 № 3052-р «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года» предписано органам исполнительной власти руководствоваться ее положениями при разработке и реализации региональных программ и иных документов.
В разделе «Поглощающая способность» рекомендовано в сельском хозяйстве сокращать потери почвенного углерода на пашнях, обеспечить накопление углерода в почвах лугов, пастбищ и залежей, осуществлять рекультивация нарушенных земель. Мероприятия по реализации стратегии включают дифференцированное внесение агрохимикатов, развитие «точного» земледелия (использование наилучших доступных технологий в сельском хозяйстве), применение дистанционного зондирования Земли из космоса для наблюдения за состоянием почв и мониторинга посевов; обеспечение накопления углерода в почвах сельскохозяйственных земель.
Очевидно, что верификация проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития АПК, оценка баланса поглощения и эмиссии парниковых газов, расчет величин углеродного следа продукции невозможен без учета свойств почвы и процессов в ней происходящих. Проблема в том, что в данный момент в российском правовом поле отсутствует полноценное, научно-обоснованное и легальное (юридически значимое), общеправовое, точное, однозначное, дефинированное, устоявшееся, неконтекстное ее определение. Первоочередной задачей остается выполнение решения Президиума Совета законодателей РФ при ФС РФ от 18.12.2020 «О мерах по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения» - законодательно определить понятия почвы и ее плодородия как фундаментального уникального свойства. Россия имеет уникальные почвенные ресурсы, которые могут стать основой развития новой низкоуглеродной «зеленой» экономики, «климатически нейтрального» сельского хозяйства, ведения бизнеса и корпоративного управления по стандартам ESG.
Существуют проекты Приказа Минэкономразвития РФ «Об утверждении критериев и порядка отнесения проектов, реализуемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами, к климатическим проектам, формы и порядка представления отчета о реализации климатического проекта». Он подготовлен в рамках реализации частей 2 и 4 статьи 9 Федерального закона от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов». По плану приказ должен вступить в силу с 30.12.2021.
В Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ планируется внести поправки в части обязательной верификации углеродной отчетности. Законом предусмотрено введение системы отчетности за выбросы CO2 в атмосферу. Для тех, у кого объем выбросов будет составлять более 150 тыс. тонн в год до 2024 года и более 50 тыс. тонн с 2024 года данная отчетность будет обязательна.
Компании также смогут добровольно реализовывать проекты по сокращению выбросов парниковых газов или их поглощению, будут выпускаться углеродные единицы, что позволит монетизировать усилия. Уверенность всех заинтересованных сторон в надежности сведений о эффективности климатических проектов будет обеспечиваться независимой процедурой валидации и верификации, осуществляемой аккредитованными организациями, компетентность которых подтверждены в Росаккредитации.
К органам по валидации и верификации парниковых газов установят жесткие требования на соответствие международным стандартам: требования к компетентности, образованию и квалификации членов групп по валидации и верификации парниковых газов, требования по проведению или управлению процедурами валидации и верификации и т.д.
В первой половине 2022 года предстоит подать заявку на расширение области взаимного признания в сфере аккредитации органов по валидации и верификации парниковых газов в рамках Международного форума по аккредитации (International Accreditation Forum, IAF). Он определяет условия признания аккредитации за рубежом, при подписании соглашения Росаккредитации с IAF российские органы по валидации и верификации парниковых газов смогут использовать знак IAF. Это открывает для них перспективу международного признания их деятельности без необходимости аккредитации в соответствующих иностранных органах.
Следовательно, нужны образовательные программы в области повышения квалификации экспертов по аккредитации, работников органов по валидации и верификации парниковых газов. Для проведения оценочной деятельности нужны компетентные специалисты.
Пока не решена задача научного обеспечения долгосрочного ресурсно-экологического планирования. Федеральным законом от 30.12.2021 № 475-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплены правовые основы ведения государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения. Полную инвентаризацию сельскохозяйственных земель и участков на них расположенных предстоит провести.
Отсутствуют государственные документы, определяющих сколько, каких и где расположенных пахотных почв и сельскохозяйственных угодий нужно стране для ведения агропроизводства, формирования устойчивой продовольственной системы и обеспечения расширения экспорта продукции АПК.
Разработанный Правительством по указанию Президента РФ проект Федеральной научно-технической программы в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021-2030 годы предполагает получение массива наблюдаемых и расчетных данных в области экологии и климата. В процессе доработки проекта программы, прежде всего, следует научно обосновать и сформулировать перечень конкретных показателей (индикаторов) ее реализации с учетом новых международных и национальных нормативных правовых актов и особенностей корпоративного управления по стандартам ESG в АПК и других отраслях экономики.