Аграрный центр МГУ
  • О центре
    • Официальная информация
    • Структура центра
    • Сотрудники
    • Фокусный регион
  • Ресурсы
    • Публикации
    • Аналитика
    • Природно-ресурсные ведомости: продовольственная и экологическая безопасность
    • Информационная система по продовольственной безопасности
    • Журнал «Использование и охрана природных ресурсов в России»
    • Нормативные документы
  • Новости
  • Направления работы
    • Информационное обеспечение продовольственной безопасности
    • Природные ресурсы и сельское хозяйство
    • Экономические основы ПБ РФ
    • Здоровое питание и качество продовольствия
  • Контакты
Поиск по сайту
  • EnglishEnglish
  • RussianRussian
  • Главная
  • Ресурсы
  • Аналитика
  • Землеустройство и цифровые решения для осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения на современном этапе
Последние новости
  • Выставка-ярмарка «АГРОРУСЬ 2025»
    Выставка-ярмарка «АГРОРУСЬ 2025»
  • Новый доклад ВОЗ и ВМО «Изменение климата и тепловой стресс на производстве»
    Новый доклад ВОЗ и ВМО «Изменение климата и тепловой стресс на производстве»
  • Диверсификация посевных площадей в Казахстане
    Диверсификация посевных площадей в Казахстане
  • 03 ноября 2022
  • Аналитика
  • Д.М. ХОМЯКОВ, проф., замдиректора Аграрного центра МГУ

Землеустройство и цифровые решения для осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения на современном этапе

Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам 9 ноября проводит «круглый стол» на тему: «Правовые вопросы осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения» в соответствии с законом 475-ФЗ 2021 года». От Аграрного центра МГУ им. М.В. Ломоносова в нем планируется участие заместителя директора профессора Д.М.Хомякова. Ниже приводим аналитический материал по теме «круглого стола», представленного им в Комитет Госдумы по аграрным вопросам.

Президентом РФ утвержден «Перечень поручений по итогам совещания о развитии агропромышленного, рыбохозяйственного комплексов и смежных отраслей промышленности» (от 26.04.2022 № Пр-738). Среди них – внесение в Стратегию развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 г. изменений, предусматривающих: а) установление начиная с 2023 г. среднегодовых темпов роста объемов производства продукции АПК на уровне не менее 3%; б) возможность развития сельскохозяйственного производства как экстенсивными (за счет вовлечения земель сельскохозяйственного назначения в сельскохозяйственный оборот), так и интенсивными способами (путем внесения дополнительных объемов минеральных удобрений, более широкого применения средств механизации и внедрения современных информационных технологий)… Предписано так же принять меры, направленные: на осуществление мониторинга обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрениями; на поддержание стабильных цен на оптовом рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Почвы – основа получения первичной продукции АПК, функционирования не только продовольственных, но всех наземных экосистем определенного пространственного уровня.  Они потенциальный источник секвестрации углерода и азота, входящих в состав парниковых газов. В России  за период с 1990 г. площадь земель сельскохозяйственного назначения уменьшилась с 638 млн га до 383 млн га, а площадь пашни – со 132  млн га  до 116 млн га. За 30 лет переведены в лесной фонд 231 млн га земель сельскохозяйственного назначения.

При этом площадь посевов на 2021 год –  80,4 млн га, а паров – до 12,0 млн. Сравнение данных разных источников свидетельствует об отсутствии в них точной информации. Использование 24 млн га пашни остается вне проводимого опросным путем с мест учета. В государственной системе экологического мониторинга отсутствует точная и исчерпывающая информация. Почвы и их характеристики, существующие на участках земель сельскохозяйственного назначения, которые используются в агропроизводстве или являются резервом для его расширения, не имеют должного отражения. «Климатически нейтральное» и «регенеративное» сельское хозяйство базируется на экологически обоснованной ландшафтной адаптации. Следовательно, особое значение имеет территориальное и внутрихозяйственное землеустройство. Оно может быть определено, как комплекс мероприятий  по изучению состояния почв, планированию и организации рационального их использования и  охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального (по разработанному, согласованному и утвержденному проекту)  использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.

Очевидна необходимость проведения на государственном уровне инвентаризации земель, включающей оценку качества земель и почв, актуализацию природно-сельскохозяйственного районирования, мониторинга состояния земель, всего комплекса землеустроительных работ. Результатом должно стать сельскохозяйственное зонирование и планирование использования сельскохозяйственных земель исходя из степени их пригодности для вовлечения в оборот, дальнейшего рационального хозяйственного использования и устойчивого развития сельских территорий.

Государственной программой эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14.05.2021 №731, на долгосрочную перспективу в качестве одного из основных приоритетов государственной поддержки эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса страны определено развитие землеустройства, в том числе создание информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения.

Согласно ст. 68 Земельного кодекса РФ землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

В настоящее время назрела необходимость существенного обновления Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве». Его положения уже не отвечают насущным потребностям формирования и реализации единой государственной земельной политики, не вписываются в систему и перечень задач государственного управления земельным фондом. Состояние законодательного регулирования землеустройства до сих пор не позволяет в полной мере реализовать его наиболее важную функцию – обеспечение использования земель с учетом их природных качеств, прежде всего – почв, их плодородия и экологических функций почвенного покрова. Институты и механизмы, способные заменить землеустройство в системе законодательства и управления землями и территориями, отсутствуют.

В целях модернизации регулирования отношений в сфере землеустройства в Правительстве РФ разрабатывается соответствующий проект федерального закона. Решение вопросов упорядочивания земельных отношений необходимо осуществлять на основе комплексного подхода к землеустройству. Необходимо при его доработке обеспечить учет потребностей социально-экономического развития территорий, сочетание публичных и частных интересов; включение в деятельность по землеустройству всех необходимых мероприятий по отслеживанию и учету качества, сохранению и восстановлению земель и почв в целях их рационального использования, а также механизмы компенсации потерь при сокращении площади плодородных почв в составе ценных земель.

Возрастает роль инвентаризации и мониторинга. В соответствии со статьями 9, 13 Федерального закона «О землеустройстве» инвентаризация земель как вид землеустроительных работ проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель. Вместе с тем указанный Федеральный закон не содержит определения инвентаризации земель, требований к её осуществлению. Аналогично и для почв.

Недостаточное внимание к последовательной организации использования земель и почв приводит к крайне негативным последствиям. Опустынивание территории южных аридных регионов – большая проблема с ближайшими и отдаленными последствиями. Его признаки  прослеживаются  на площади 50 млн га в 27 регионах России. Активно протекают другие процессы, проводящие к деградации почв и потери плодородия: подкисление (асидизация), засоление, заболачивание и переувлажнение, зарастание древесно-кустарниковой растительностью, и иные.

Инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения не проводилась в стране более 20 лет, с 1997 года не осуществляется качественная оценка продуктивных земель, были фактически свернуты почвенные и геоботанические обследования и изыскания, проводимые за счет федерального бюджета. При постоянном повышении интенсивности использования почв земель сельскохозяйственного назначения, требуются все возрастающие материальные и финансовые вложения в сохранение и расширенное воспроизводство их плодородия. Перестала проводиться комплексная внутрихозяйственная оценка земель по плодородию, местоположению и технологическим свойствам земельных участков. Это является основой построения адаптивно-ландшафтных систем земледелия, обеспечивающих устойчивое развитие АПК. Отсутствует комплексная оценка состава земель сельскохозяйственного назначения не только по формам собственности, но и по угодьям, степени проявления процессов деградации (водной эрозии, дефляции, засолению и другим), культуртехническому состоянию.

Статьей 67 Земельного кодекса РФ выявление неиспользуемых земельных участков, в том числе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, отнесено к вопросам государственного мониторинга земель. В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

Федеральным законом от 30.12.2021 №475-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  уже предусмотрены комплексные изменения в целях установления правовых основ ведения государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения и государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения. Порядок ведения государственного реестра, состава содержащейся в нем информации, а также порядка ее предоставления (в том числе внесения изменений в сведения) устанавливается Правительством РФ. Он выступает необходимым источником данных для проведения мероприятий по земельному надзору, а также государственным информационным ресурсом, содержащим подтвержденные в ходе проведения государственного земельного надзора сведения о фактическом использовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.

Информация, полученная при осуществлении государственного мониторинга, подлежит внесению в государственный реестр земель сельскохозяйственного назначения.  Его ведение осуществляется Минсельхозом России посредством Системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, созданной и функционирующей в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Считается, что в итоге с течением времени будет создан инструмент, позволяющий осуществлять управление землями, в том числе обеспечивающий оперативное получение актуальных и достоверных сведений о них, а также пригодности земельных участков в составе таких земель для сельскохозяйственного производства. Федеральный закон №475-ФЗ вступил в силу с 01.03.2022. Необходимые подзаконные акты надо подготовить и принять, а планируемую систему еще только предстоит создать.

Отдельно следует выделить результаты обновления единой электронной картографической основы (дешифрирования ортофотопланов или сведений топографических карт и планов). Ее создание и поддержка предусмотрено ст. 20 Федерального закона от 30.12.2015 № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных (периодических, оперативных) наблюдений, направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей со значениями базового наблюдения.

Заключение. Земля – понятие территориально-обобщенное. В состав одного участка – объекта, имеющего свою топографию и пространственные характеристики (или одного земельного угодья), как правило, включены почвы с различными свойствами и режимами. Поэтому на основании данных о земле, а не о почвах, невозможно проектировать и создавать рациональные прирородоохранные системы землепользования и мелиорации, а также адаптивно-ландшафтные системы земледелия в сельском хозяйстве. Эффективны и безопасны они будут только в случае учета строения почвенного покрова территорий и его неоднородности.

Действующие информационные системы для  оценки и мониторинга  состояния  и использования почвенных ресурсов страны еще предстоит создать.

В российское право следует ввести полноценное, научно-обоснованное и легальное (юридически значимое), общеправовое, точное, однозначное, дефинированное, устоявшееся, неконтекстное определение почвы и ее плодородия как фундаментального уникального свойства.

Сложившееся правовое регулирование не дает четкого и понятного представления о месте почв, почвенного покрова и почвенных ресурсов  в реализации земельной политики, развитии АПК,  организации землепользования и с учетом требований стратегии  социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.10.2021 № 3052-р.

Для проведения всех необходимых обследований почв и земель сельскохозяйственного назначения в целях обеспечения полноценного мониторинга их состояния потребуется значительное увеличение объема бюджетных ассигнований, выделяемых Минсельхозу России на эти цели. Государственная агрохимическая служба страны могла бы стать почвенно-агрохимической и осуществлять весь комплекс этих работ.

Может быть интересно
  • Найден эффективный и безопасный гербицид для защиты посевов цикория от  двудольных сорняков
    Найден эффективный и безопасный гербицид для защиты посевов цикория от двудольных сорняков
  • Правовые вопросы осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с законом №475-ФЗ 2021 года
    Правовые вопросы осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с законом №475-ФЗ 2021 года
  • Системный обзор литературы по показателям измерения  продовольственной безопасности
    Системный обзор литературы по показателям измерения продовольственной безопасности
Евразийский центр по продовольственной безопасности

Москва, 119991, Ленинские горы, дом 1, строение 12, комната 599 ж-и
МГУ имени М. В. Ломоносова, Аграрный центр.

+7 (925) 501-35-24
+7 (495) 290-90-99
office@ecfs.msu.ru

МГУ им М. В. Ломоносова